01.05.1904 г. Порт-Артур

Наблюдательные посты береговой обороны Порт-Артура заметили, что корабли противника, осуществляющую морскую блокаду, постоянно подходят к городу одним и тем же маршрутом. Это натолкнуло командира минного заградителя "Амур" капитана 2 ранга Ф.Н.Иванова-6 на мысль - поставить на пути японцев мины. План постановки Иванов представил контр-адмиралу В.К.Витгефту и после настойчивых просьб получил разрешение на его осуществление.
Выход тщательно готовился. Сигнальные станции на Ляотешане и Золотой горе внимательно следили за вражескими кораблями, учитывая их курсы, чтобы определить место постановки мин и благоприятный момент для выхода "Амура". Постановка мин могла быть осуществлена только днем, так как ночью в море было бы невозможно определиться и точно поставить минную банку. Днем японские корабли наблюдали за русской эскадрой, поэтому незаметный выход исключался. Было решено ждать тумана, который появился 1 мая. По приказанию заведующего минной обороной контр-адмирала М.Ф.Лощинского, "Амур" в сопровождении 2 контрминоносцев "Внимательный" и "Выносливый" и 4 миноносцев (типа "Сокол") с тралами, вышел в море и, отойдя на 11 миль от Золотой горы, начал постановку мин. Минная банка из 50 контактных мин была поставлена поперек обычного курса японских кораблей и достигала двух километров по прямой линии.

02.05.1904 г. Порт-Артур

Около 8 часов утра отряд контр-адмирала Насиба в составе трёх броненосцев: "Хацусе","Ясима","Сикисима", бронепалубного крейсера "Кассаги" и авизо "Тацута", появился под стенами Порт-Артура. Около 9 часов этот отряд благополучно пересёк линию заграждения, в 9.30 по сигналу с "Хацусе" отряд повернул и лёг на обратный курс, крейсер же "Кассаги" продолжал двигаться прежним курсом, в 9.55 повторно проходя линию минного заграждения выставленную вчера минным заградителем "Амур", под головным адмиральским броненосцем "Хацусе" раздался взрыв, после чего отряд тут-же изменил курс и спустя некоторое время остановился. В 10.20 броненосец "Ясима" осторожно стал приближаться к подорванному собрату, но через несколько мгновений также напоролся на одну из мин. Адмирал Насиба отдал приказ уходить из опасного района и возращаться на базу. В 11.33 при развороте на обратный курс "Хацусе" задел ещё одну мину и спустя несколько секунд затонул при этом погибло 493 человека. Броненосец "Сикисима" взяв на буксир подорванную "Ясиму" взял курс на базу, но ночью поднялся сильный ветер поднявший большую волну, в результате чего переборки на "Ясиме" не выдержали и он затонул недалеко от скалы Энкоунтер. Адмирал Насиба перешёл на авизо "Тацута" и поспешил к адмиралу Того с сообщением о потере двух броненосцев, но вечером в густом тумане "Тацута" неожиданно выскочил на камни у островов Эллиот и плотно сел на мель.
В густом тумане броненосный крейсер "Кассуга" столкнулся с бронепалубным крейсером "Иосино", который получив большую подводную пробоину, через несколько минут перевернулся и затонул, унеся с собой на морское дно: 32 офицера и 287 матросов. "Кассуга" получив серьёзные повреждения, был отбуксирован на базу и встал на продолжительный ремонт.

02.05.1904 г. Владивосток

Контр-адмирал К.П.Иессен решил проверить в Посьете, распологающимся на о. Русский, оборону крепости, для чего воспользовавшись туманом, вышел на одном бронепалубном крейсере "Богатырь", оставив другие 3 броненосных крейсера своего отряда стоять во Владивостоке. Крейсер шёл с 15-ти узловой скоростью, но туман был настолько силён, что командир крейсера капитан 1 ранга А.Ф.Стемман, предупредил Иессена об опасности сесть на одну из множества подводных скал, которыми повсюду были напичканы здешние воды и просил снизить скорость, но адмирал сначала пристыдил Стеммана в боязливости ходить на больших скоростях в своих водах, хотя и в непроглядный туман, но потом уступив благоразумию отдал приказ снизить скорость до 10 узлов. В 12.30 ровно за 3 мили до о. Антипенко, сверившись по счислению о своём местонахождении, старший штурман согласно указания Иессена, отдал приказ о повороте на левый румб, после чего сразу-же крейсер выскочил на каменистую отмель. Повреждение оказалось серьёзным, но крейсер остался на плаву. После того как туман рассеялся удалось установить место аварии: мыс Брюса в бухте Славянка.

03.05.1904 г. Порт-Артур

При обстреле русских позиций из бухты Цзиньчжоу, во время неудачного маневрирования японская канонерская лодка "Акаги" протаранила свою-же канонерскую лодку "Осима", которая тут-же отправилась на дно.

04.05.1904 г. Порт-Артур

Нёсущий патрулирование недалеко к югу от Ляотешаня, японский контрминоносец "Акацуки", внезапно подорвался на мине и мгновенно затонул, в результате чего погибла половина экипажа.

13.05.1904 г. Порт-Артур

В бухту Цзиньчжоу для поддержки наступавших частей 2 Японской армии генерал-лейтенанта барона Ясукаты Оку, были направлены 4 канонерские лодки и 6 миноносцев. Из Порт-Артура в бухту Хунуэза на помощь частям 5 Восточно-Сибирского стрелкового полка, удерживающим позиции на перешейке у Цзиньчжоу, были посланы канонерская лодка "Бобр" и контрминоносцы "Бойкий" и "Бурный", которые со стороны моря открыли огонь по позициям наступавшей 2 Японской армии, но с началом отлива русским кораблям пришлось удалиться от берега. В результате чего русским войскам пришлось оставить свои позиции и отойти на линию залива Лунвантан. Следствием этого, стал захват наступающими японскими войсками порта Дальний, в котором из-за спешки отходивших частей японцы захватили, огромное количество военного и гражданского имущества, 50 различных морских грузовых судов, а также большие запасы угля. Спасаясь от преследования японских миноносцев, выскочил на камни и был взорван экипажем минный катер с "Ретвизана".

14.05.1904 г. Порт-Артур

Не зная об оставлении Дальнего, В.К.Витгефт в ночь на 14 мая направил туда десять контрминоносцев для атаки канонерских лодок противника. Этот поход окончился потерей флагманского корабля "Внимательный", который в темноте выскочил на камни о. Мурчисон (район Кинчжоу). Перед рассветом девять контрминоносцев повернули в Порт-Артур, а "Внимательный" был подорван двумя минами Уайтхеда с "Выносливого".

23.05.1904 г. Порт-Артур

Эскадренный броненосец "Ретвизан" вступил в строй после ремонта.

24.05.1904 г. Порт-Артур

Эскадренный броненосец "Цесаревич" вступил в строй после ремонта.

24.05.1904 г. Сасебо

Вице-адмиралу Х.Того было присвоено высшее звание императорского флота - адмирал.

30.05.1904 г. Владивосток

Так как Порт-Артур ко времени прибытия туда едущих из Санкт-Петербурга вице-адмиралов: Скрыдлова и Безобразова, был уже отрезан от сухопутного сообщения японскими войсками, то оба адмирала прибыли во Владивосток. контр-адмирала Иессена за то, что посадил "Богатыря" на камни, отстранили от командования бригадой, а взамен него назначили Безобразова.
30 мая крейсера были высланы к восточному проходу Корейского пролива. После полудня 1 июня они миновали о. Дажелет и на следующий день подошли к о. Цусима, где проходили главные пути сообщения противника и где в бухте Озаки находилась маневренная база адмирала Камимуры. В ночь на 2 июня отряд был замечен крейсером "Цусима". Около 7 часов утра на горизонте показались два транспорта и один четырёхмачтовый парусник: один из транспортов, пользуясь малой видимостью на море скрылся, другой: четырёхмачтовый парусник, оказавшийся пароходом "Идзумо-Мару" (3229 т.) был потоплен "Громобоем", третий транспорт за которым погнался "Россия", имея неплохой ход смог уйти от преследования, хотя "Россия" собственно говоря и не предпринимал особой охоты догнать уходящий транспорт. Вскоре с востока показались еще два больших военных парохода, вышедших из Симоносеки и шедших без охранения. Транспорт "Хитачи-Мару" (6175 т.), на котором находилось 1095 солдат и офицеров резервного гвардейского полка, 120 человек команды, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура, также был потоплен "Громобоем" (после того, как последний отказался остановиться и предпринял попытку таранить "Громобой") со всеми, кто был на борту, кроме тех кто спасся в одной единственной шлюпке. Второй транспорт "Садо-Мару" (6226 т.) имел на борту 1350 солдат и офицеров, понтонный парк и кажется осадный. После предупредительных выстрелов с "России" он остановился. Русские предложили японским офицерам перейти на крейсер. Японцы категорически отказались. Подняли им сигнал "оставить судно", обещая взорвать его через 20 минут. На пароходе началась паника: шлюпки спускались японцами неумело и у борта переворачивались, несмотря на полное отсутствие волны и ветра. Время шло, на месте происшествия могли появиться японские крейсера, а на "Садо-Мару" продолжалась умышленно затянутая суматоха. Командующий отрядом крейсеров приказал транспорт потопить; выпущенные по нему с "Рюрика" две торпеды попали в цель, после чего крейсера, не дожидаясь окончательного погружения парохода, повернули в Японское море ("Садо-Мару так и не затонул и был отведён в японцами в ближайшую базу). Камимура в это время находился в базе, имея четыре броненосных и пять легких крейсеров и восемь миноносцев. Извещенный по радиотелеграфу с крейсера "Цусима", находившегося в дозоре, о появлении владивостокских крейсеров, Камимура вышел в море, но все попытки отыскать русских оказались тщетными. Утром 3 июня он подошел к о. Дажелет. Русские крейсера в это время находились в 150 милях к северо-западу, осматривая задержанный английский пароход "Аллантон", шедший с 6500 тонн контрабандного угля из Японии в Гонконг, после чего призовая команда повела его во Владивосток. К 15 часам встретили японскую парусную шхуну "Унко-Мару" и пересадили на неё японцев, принятых "Громобоем" накануне с японских военных транспортов. 5 июня около Сангарского пролива встретили два крошечных каботажных парохода, первый пропустили без осмотра, второй проверили по всем правилам, но найдя ничего подозрительного и сдав на последний, единственного спасённого с "Садо-Мару" кули, бригада взяла курс на SW. Около 9 вечера встретили большой американский четырёхмачтовый парусный барк "James Jonson", возвращавшийся в Сан-Франциско из Японии без груза. Не найдя ничего контрабандного, его отпустили восвояси. 7 июня русские крейсера, успешно закончив поход, возвратились в бухту Золотой Рог. Камимура прекратил поиски и ушел в свою базу. Незадолго до этого сняли с камней и
ввели во Владивостокский док крейсер "Богатырь".

02.06.1904 г. Владивосток

В то время пока бригада крейсеров действовала в Корейском проливе, миноносцы №203, №205 и №206 вышли в поход к берегам острова Хоккайдо. 3 июня, примерно на полпути к Хоккайдо, отряд встретил японскую парусную шхуну "Хайтце-Мару" (300 т.). Экипаж пересадили в шлюпку, шхуну уничтожили взрывом перексилиновых патронов и несколькими выстрелами из 47-мм орудий. Вскоре миноносцы встретили ещё две шхуны; более крупную их них "Орангута-Мару" (300 т.) взорвали, а вторую отпустили вместе со всеми японскими моряками. Около 19 часов отряд лёг на прежний курс, направляясь к берегам Хоккайдо. Миноносцы, на которых в целях маскировки поставили фальшивые дымовые трубы, (издали стали походить на контрминоносцы) к 3.30 4 июня подошли к побережью около города Есаси, однако из-за густого тумана начальник отряда Виноградский не решился войти на рейд и корабли повернули на обратный курс. Утром 4 июня отряд обнаружил большую шхуну "Хакацу-Мару" с грузом рыбы, которую было решено захватить в качестве приза. Шхуну взяли на буксир и направились к заливу Ольги. Через 2 часа русские корабли встретили ещё одну японскую шхуну (400 т.). Миноносец №206 уничтожил её артиллерийским огнём, но вследствии тумана, не сумел найти отряд и направился к заливу Ольги самостоятельно. Погода постепенно ухудшалась; около полуночи ветер достиг 6 баллов, а к утру ещё более усилился. Буксировка стала невозможной и так как до залива оставалось всего 30 миль, на "Хакацу-Мару" подняли паруса и с призовой командой отправили в самостоятельное плавание к русским берегам. В полдень 5 июня миноносцы собрались в заливе Ольги. На всех кораблях, особенно на флагманском №203, осталось очень мало угля, однако и на берегу его оказалось всего 30 тонн, хотя должно было быть 200 тонн. Пришлось срочно телеграфировать во Владивосток о высылке топлива. Начался шторм, а "Хакацу-Мару" всё ещё не пришла. На её поиск отправили миноносец №206, но из-за больших волн он вынужден был вернуться на рейд. Только на следующий день, когда шторм утих, вышедшие в море миноносцы обнаружили шхуну в 7 милях от мыса Низменный. В тот-же день в залив Ольги пришёл вспомогательный крейсер "Лена" в сопровождении пяти миноносцев, а вечером германский пароход "Glaudius" с грузом угля. Вечером 21 июня все миноносцы, "Лена" и пароход "Glaudius" благополучно пришли во Владивосток.

07.06.1904 г. Порт-Артур

Буксир "Силач" отвёл кессон от борта эскадренного броненосца "Победа", после чего броненосец занял своё место на рейде и после продолжительного ремонта вступил в строй.

09.06.1904 г. Порт-Артур

Отряд из семи миноносцев 1-го отряда: "Боевой" (брейд-вымпел капитана 2 ранга Е.П.Елисеева), "Властный", "Выносливый", "Бесстрашный", "Лейтенант Бураков", "Бойкий", "Бурный", патрулировали в бухте Тахэ, когда в 21.35 на расстоянии 3-4 кб. из темноты выплыли силуэты японских вспомогательных канонерских лодок. Понимая, что находившиеся на фоне ещё светлого неба русские корабли уже обнаружены неприятелем, Елисеев немедленно дал сигнал: "Атаковать", после чего "Боевой" открыл огонь левым бортом. Японцы тотчас-же ответили, причём их огонь на этот раз был очень метким. Один из первых 76-мм снарядов попал в машинное отделение головного миноносца, перебив трубы рабочего и отработанного пара и выведя из строя левую машину. Горячий пар заполнил отделение, но находившиеся там люди успели выбежать на палубу, не получив ожогов. Тут в "Боевой" попал второй 76-мм снаряд: он пробил палубу у левого вентилятора носовой кочегарки, погнул вал механического рулевого привода и взорвался в угольной яме. От его осколков получили ранения командующий отрядом Елисеев и лейтенант Смирнов. "Боевой" потерял управление и начал описывать циркуляцию.
Несмотря на ранение начальник отряда Е.П.Елисеев остался на посту. По его приказу контрминоносец перешёл на ручное управление с кормового штурвала и повернул в глубь бухты Тахэ. За ним последовали и остальные.
Легко пострадал контрминоносец "Выносливый": 76-мм снаряд угодил ему в кормовой гальюн, но не взорвался.
Ночь миноносцы провели в бухте Тахэ, где находился также минный крейсер "Гайдамак". На рассвете отряд вернулся в Порт-Артур. "Боевой" шёл на буксире у "Властного", так как из перебитых паровых труб из его котлов ушла вода.

10.06.1904 г. Порт-Артур

Согласно указания наместника Алексеева, сменивший после гибели Макарова контр-адмирал Витгефт предпринял попытку выйти всей эскадрой в море и по возможности не вступая в бой попробовать прорваться во Владивосток.
Вначале русские тральщики начали уничтожение плавающих японских мин (было уничтожено 15 штук). Вскоре подошли 12 японских миноносцев и крейсер "Мацусима", которые открыли огонь по тральщикам, но вышедший на внешний рейд крейсер "Новик" совместно с отрядом миноносцев открыв огонь по японским судам заставили их отойти в открытое море, после чего траление продолжилось. К 22 часам русская эскадра стала вытягиваться на внешний рейд. К 8 утра вся эскадра (6 броненосцев, 5 крейсеров, 6 контрминоносцев и 2 минных крейсера) выстроилась на внешнем рейде. На русских кораблях катасрофически нехватало орудий среднего и малого калибра: на броненосце "Цесаревич" нехватало 4 75-мм пушки, броненосец "Ретвизан" имел 10 6" из 12 и 16 75-мм из 20 орудий, броненосец "Севастополь" из-за повреждения станины одного 12" орудия, мог стрелять только тремя, броненосец "Победа" вместо 11 6" имел 3 и 15 75-мм из 20, крейсера "Паллада" и "Диана" имели по 6 6" из 8, крейсер "Аскольд" имел 10 6" из 12 и 10 75-мм из 12. Видимость была отличная, море было совершенно спокойно. Около полудня эскадра наконец двинулась в море.
Но японцы заметили выход эскадры ещё в самом начале её перестроений. В 4.30 патрулировавший перед Порт-Артуром японский миноносец, просигналил контр-адмиралу С.Дева, который крейсировал чуть дальше в море: "Движение вражеских кораблей в порту", Дева в тот же момент отправил первую радиограмму Того, затем в 8.30 вторую:"Эскадра противника выходит в море". В 15 часов две японские миноносные флотилии атаковали русские тральщики, а те в свою очередь под прикрытием эскадры отошли к Порт-Артуру. В 18 часов обе стороны визуально увидели друг друга. Японцы шли параллельным курсом постепенно сближаясь. Адмирал Того смог противопоставить русским (4 броненосца, 4 броненосных крейсера, 13 бронепалубных крейсеров, авизо "Яйеяма", 30 миноносцев и 1 броненосец береговой обороны), но вдруг Витгефт отдаёт приказ следовать назад в Порт-Артур. Адмирал Того с главными силами остаётся на месте, а в бой пускает миноносцы, наступившая темнота благоприятствовала их атакам, но русские корабли успешно отбили все атаки и без потерь подошли к крепости. Здесь под прикрытием береговых батарей эскадра решила переждать ночь, что-бы с рассветом войти во внутреннюю гавань. Но около самого места стоянки броненосец "Севастополь" избегая столкновения с впереди идущим "Пересветом" выкатился влево из строя и тут-же в 21.35 наскочил на мину, в результате чего броненосец принял на левый борт около тысячи тонн воды, но путём затопления отсеков противоположного борта удалось выровнять крен. Команда наложив пластырь спасла броненосец от опрокидывания. Немедленно командир судна Эссен отдал приказ направиться к берегу в бухту Белого Волка поближе к мелководью. К 4 утра японцы выпустив в общей сложности 38 торпед, прекратили минные атаки и ушли в море. В 7 утра "Севастополь" на буксире был введён в гавань, где и ошвартовался у набережной. Японцы потеряли 3 миноносца и ещё один миноносец "Чидори" был подорван торпедой выпущенной другим японским миноносцем, но оставшись на плаву был взят на буксир и отведён на базу.

13.06.1904 г. Порт-Артур

Войска 3 Японской осадной армии генерал-полковника Маресуки Ноги, начали атаку горы Куинсан, японские контрминоносцы войдя в бухту Сяобиндао открыли огонь по русским позициям. Подошедший из Порт-Артура отряд под командованием контр-адмирала М.Ф.Лощинского в составе крейсера "Новик", канонерских лодок "Отважный" и "Гремящий" и отряда миноносцев, заставил контрминоносцы противника удалиться. После этого русские корабли несколько часов вели огонь по приморским позициям врага, после чего возвратились на базу.

14.06.1904 г. Порт-Артур

Контр-адмирал Виттефт донес адмиралу Алексееву о результатах выхода в море 10 июня. Всю вину за неблагоприятный исход выхода он принимал на себя, неуспех эскадры объяснил недостатками практики совместного плавания кораблей и слабой боевой подготовкой личного состава флота. "Осмотревшись и выждав дальнейшего хода военных действий, - писал Витгефт в заключение донесения, - буду далее действовать сообразно обстоятельствам, так как, очевидно, выждать, как это ни прискорбно, вновь благоприятного момента и успеха разбить японский флот до прихода из России эскадры я не считаю возможным надеяться и повело бы лишь к его потере".
По просьбе командующего сухопутным фронтом крепости генерал-майора Р.И.Кондратенко командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал В.К.Витгефт выслал в бухту Тахэ под командой контр-адмирала М.Ф.Лощинского: крейсер "Новик", 3 канонерские лодки и 4 миноносца, которые произвели обстрел японских позиций на противоположном берегу бухты Лунвантан.

15.06.1904 г. Владивосток

В очередное крейсерство, продолжавшееся с 15 по 20 июня, отряд вышел в составе 3 крейсеров, 8 миноносцев (№201,№202,№203,№ 204,№205,№206,№ 210,№ 211) и транспорта "Лена" (бывший "Херсон"). После обстрела 17.06.1904 г. в Гензане портовых складов и строений и уничтожения малого каботажного парохода "Коун-Мару" (36 т.) и небольшой парусной шхуны "Сейхо-Мару" (112 т.), "Лена" и миноносцы были отправлены во Владивосток (из-за повреждения руля один из них № 204 пришлось затопить), а крейсера продолжили плавание вдоль японских берегов, направившись к Корейскому проливу. Вечером 18 июня им удалось оторваться от посланной на перехват японской эскадры Камимуры и отбить атаку 8 вражеских миноносцев (17-й и 18-й миноносные флотилии), добившись попаданий в два из них. На утро следующего дня наши крейсера захватили и отправили во Владивосток английский сухогруз "Чельтенхэм" с лесом для строившейся дороги Фузан - Сеул - Чемульпо.

22.06.1904 г. Владивосток

В бухту залива Корнилова вошли 4 японских контрминоносца, с которых под прикрытием корабельных орудий на берег высадились 20 вооружённых моряков. Они занялись разрушением телеграфной линии южнее деревни Онгы. После этого вражеские корабли обстреляли русский военный пост на берегу и выйдя из залива, соединились в море с отрядом из 4 крейсеров. Неприятельская эскадра обстреляла также береговой военный пост южнее бухты Анна. После этого она вошла в бухту у мыса Вознесенского, но здесь японцы от высадки на берег воздержались.

22.06.1904 г. Порт-Артур

Нёсший блокаду Порт-Артура и поддерживающий высадку на побережье, вновь прибывающих из Японии свежих войск, судно береговой обороны "Каймон", в бухте Талиенвань наскочило на одну из русских мин и затонуло.

26.06.1904 г. Порт-Артур

В бухту Тахэ для обстрела японских позиций в бухте Лунвантан под командованием контр-адмирала Лощинского, были посланы: броненосец "Полтава", крейсеры "Паллада", "Диана", "Баян" и "Новик", канонерские лодки "Отважный" и "Гремящий" и 6 миноносцев. В 6.45 выйдя из Порт-Артура и подойдя в 10.25 к бухте Лунвантан, "Полтава" и крейсера встали на якорь немного не доходя до бухты Лунвантан, а канонерки и миноносцы вошли непосредственно в бухту, после чего русские корабли открыли огонь, за исключением одной "Полтавы", в задачу которой входило своим видом отпугивать маячившие недалеко от бухты крейсера японцев, тем самым неподпуская ихнего подхода к бухте, что-бы они не мешали проводить бомбардировочные и тральные работы русским миноносцам и канонеркам. Спустя некоторое время подошли броненосцы адмирала Х.Того и с дальней дистанции открыли огонь по русским кораблям, в результате чего контр-адмирал Лощинский отдал приказ возвращаться в Порт-Артур.

На предыдущуюНа первуюНа следующую

Hosted by uCoz