01.08.1904 г. Циндао

Губернатор Циндао капитан 1 ранга Труппель в ожидании инструкций из Берлина сам определил предельный срок стоянки русских кораблей в порту. Броненосцу "Цесаревич" было дано 6 дней, а контрминоносцам различные сроки - до 36 часов со времени объявления. Портовым властям было дано указание оказать русским кораблям полное содействие в скорейшем ремонте, с тем, чтобы они могли побыстрее выйти в море. Командиры контрминоносцев тщетно пытались получить на "Цесаревиче" какие-либо инструкции относительно дальнейших действий.

02.08.1904 г. Циндао

В 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера Вильгельма II, потребовал от русских немедленного спуска военно-морских флагов и разоружения кораблей к 11 часам. Не дождавшись из Санкт-Петербурга ответа на свой срочный запрос, контр-адмирал Матусевич собственной властью приказал разоружаться. На "Цесаревиче" и контрминоносцах немедленно приступили к выгрузке боезапаса. Андреевские флаги были спущены и на фок-мачте поднят зелёный флаг - "Интернирован". В тот же день на контрминоносце "Икадзучи" в Циндао прибыл флаг-офицер контр-адмирала Дева капитан-лейтенант Ямадзи, чтобы узнать о намерениях немцев относительно русских кораблей. Труппель заверил Ямадзи, что русские суда уже спустили флаги и начали выгрузку боезапаса. Получив эти заверения Ямадзи покинул Циндао и доложил об этом контр-адмиралу Дева, который затем приказал своему отряду закончить патрулирование у Циндао и идти на соединение с главными силами.

05.08.1904 г. Порт-Артур

При сопровождении французского парохода "Jorges" доставившего в Порт-Артур продовольствие, наскочила на мину и затонула на внешнем рейде крепости мореходная канонерская лодка "Гремящий".

06.08.1904 г. Порт-Артур

На борту эскадренного броненосца "Пересвет" состоялось совещание под председательством контр-адмирала Ухтомского, на котором было принято решение разделить судьбу крепости, после чего корабли получали под свою ответственность различные участки сухопутного фронта. С этого момента началось постоянное разоружение эскадры, как в артиллерийском вооружении, так и в людском составе.
Броненосцу "Ретвизан" - отводился участок от бухты Тахэ до батареи литеры "Б", после чего с броненосца было снято 2 152-мм, 4 75-мм, 19 47-мм, 2 37-мм орудий и 2 пулемёта, а также 4 прожектора, для их обслуживания с корабля списывалось 170 моряков.
Броненосцу "Пересвет" - достался участок от укрепления № 4 до батареи литеры "Д", с корабля было снято 3 152-мм, 2 75-мм, 2 47-мм, 4 37-мм орудия и 3 прожектора, для их обслуживания на берег ушло 103 человека.
Броненосцу "Победа" - был дан участок от форта № 6 до бухты Белого Волка, броненосец отдал на сушу 2 152-мм, 4 75-мм, 2 47-мм, 5 37-мм орудий и 5 прожекторов, выделив для их обслуживания 56 человек, кроме того "Победе" было передано для обслуживания одно 10" орудие на батарее Электрического Утёса. Командиром орудия был назначен старший артиллерист броненосца лейтенант Любинский.
Броненосцу "Севастополь" - была выделена оборона Ляотешаньского хребта с вершинами 218 и 200, броненосец расставался с 6 152-мм, 1 120-мм, 6 75-мм, 3 47-мм, 4 37-мм орудиями и 3 прожекторами, для их обслуживания с корабля было списано 123 человека.
Броненосец "Полтава" - должен был укомплектовать участок обороны от реки Лунхэ до укрепления № 4, с броненосца снимались 1 152-мм, 1 120-мм, 12 75-мм, 24 47-мм, 10 37-мм, 2 64-мм, 2 пулемёта и 3 прожектора, для их обслуживания с броненосца было списано 212 человек.

07.08.1904 г. Корсаковск

Бронепалубный крейсер 2 ранга "Новик" приняв в бункера 250 т. угля, после десятичасового пребывания в Циндао 30 июля вышел в море (как и в Порт-Артуре, и здесь из-за спешки так и не приняв полный запас), "счастливо ускользнув от японских крейсеров, стороживших гавань в некотором отдалении", - сообщил корреспондент "Кельнишер Цайтунг". Маскируя свои намерения, "Новик" повернул сначала на юг (в этом направлении накануне прошли "Аскольд" - в Шанхай и "Диана" - в Сайгон), а затем на юго-восток со скоростью 15 уз, взяв курс на пролив Ван-Димена. 31 июля "Новик" заметили с японского парохода, который он не преследовал, экономя уголь.
Кратчайший путь из Циндао во Владивосток лежал через Корейский пролив (около 1140 миль), но не без основания опасаясь встречи с японскими крейсерами (кстати, о выходе владивостокского отряда крейсеров для встречи прорывающихся кораблей М.Ф.Шульц не знал), "Новик" намеревался выйти к восточным берегам Японии, где с самого начала войны не появлялось ни одного корабля неприятеля, и пройти к Владивостоку через один из проливов, соединяющих Тихий океан с Японским морем, - Сангарский (2270 миль) или Лаперуза (на 400 миль больше).
Израсходовав на первые 700 миль больше 200 т угля и выйдя в Тихий океан южнее острова Танегасима, "Новик", имея на борту меньше 300 т угля, перешел на экономический десятиузловой ход, прижимаясь для сокращения пути, насколько возможно, к берегам Японии, так что ночью даже видели россыпи огней на берегу... Но внешне спокойная обстановка нарушалась тревожными докладами механиков - лопались трубки в котлах, в машине обнаруживались стуки и "побеги" пара... Расход угля вместо расчетных 35 т в сутки составил в первые - 58, во вторые - 54, в третьи - 50 т... Наконец, с большими усилиями, чуть уменьшив скорость, сжигая мусор (шлак) и добавляя масло, удалось снизить расход угля до 36 т.
Тут уместно вспомнить, что проектная дальность плавания крейсера десятиузловым ходом составляла 5000 миль при суточном расходе угля 24 т. Однако при переходе с Балтики на Дальний Восток в 1903 году выяснилось, что реальная дальность плавания корабля - не более 3500 миль при суточном расходе 35 т. Командовавший "Новиком" Н.О.Эссен установил, что наиболее экономичным режимом является работа всех трех машин (при вращении средней с небольшой подачей пара). Из-за сопротивления заторможенных винтов неработающих машин расход угля увеличивался на 20-30%. Кстати, даже в процессе сдаточных испытаний в 1902 году флагманский инженер-механик отряда судов Балтийского моря Т.Ф.Загуляев продолжал настаивать на установке разобщительной муфты хотя бы для средней машины, видя в этом главный недостаток совершенных механизмов крейсера, и лично разработал конструкцию муфты. Но Морской технический комитет признал это излишним, а управляющий Морским министерством вице-адмирал П.П.Тыртов прислал нетерпеливую телеграмму: "Когда же этой сдаче будет конец?" (на сдаточных испытаниях "Новик" тринадцать раз выходил на мерную линию и семь раз становился в док). Не помогла и поддержка Т.Ф.Загуляева первым командиром "Новика" капитаном 2 ранга П.Ф.Гавриловым: "Установка муфты сторицей окупится предстоящим океанским переходом".
И теперь, в условиях войны, отсутствие разобщительных муфт особенно сказывалось. Машинисты сбились с ног, исправляя различные поломки и не имея возможности отключить одну из машин без ущерба для экономичности хода, а износ механизмов и котлов, обрастание подводной части увеличили расход угля в 1,7 раза по сравнению с предполагавшимся. Выяснилось, что и при суточном расходе 36 т угля не хватает, и решили идти в Корсаковский пост на Сахалине вокруг острова Хоккайдо.
Тем временем, после получения в Токио информации с японского парохода, начальник Генерального штаба адмирал Ито, правильно угадав намерение "Новика" идти во Владивосток через проливы Сангарский или Лаперуза, приказал вице-адмиралу Г.Камимуре выделить два крейсера для поисков "Новика" - "Читосе" и "Цусима". "Новик" встретил 3 августа английский пароход "Селтик", следовавший в южном направлении. Его остановили, осмотрели, однако оснований для потопления не нашли. "Селтик" отпустили, но именно с него в Токио поступили сведения, что "Новик" идет десятиузловым ходом, и в Хакодате направили предупреждение о возможном прорыве "Новика" через Сангарский пролив в ночь на 6 августа (японцы предполагали, что при выходе из Циндао на крейсере имелось 650 т угля). И у выхода из пролива рядом с островом Осима "Читосе" и "Цусима" уже ожидали русский крейсер.
Тем временем "Новик" подошел к узкому, шириной около 10 миль, проливу Измены между островами Хоккайдо и Кунашир. Его пришлось проходить утром на виду маяка, связанного телеграфом с остальной Японией,- ожидать в море наступления темноты не было возможности из-за нехватки угля. Пока маяк закрывал густой туман, оставался шанс пройти незамеченными, но он внезапно рассеялся, и "Новик" оказался как на ладони. Артиллерийский офицер лейтенант А.Н.Зеленой предложил было разбить маяк орудийным огнем, но это уже не имело смысла... С маяка немедленно передали в Токио о проходе "Новика", а через несколько часов "Читосе" и "Цусима" полным ходом направились к проливу Лаперуза. Расстояние от места обнаружения "Новика" до пролива Лаперуза - около 220 миль, а расстояние с другой стороны острова Хоккайдо от этого же пролива до острова Осима, где находились японские крейсеры, - около 300 миль. Таким образом, если бы "Новик" воспользовался даже половиной своего полного хода и, главное, имей он на борту еще несколько десятков тонн угля, то достиг бы пролива Лаперуза раньше японских крейсеров. Но уголь был на исходе...
7 августа 1904 года в 6 ч. "Новик" бросил якорь на рейде Корсаковского поста.
Появление на горизонте военного судна поначалу вызвало там панику, но, когда разглядели Андреевский флаг, чуть ли не все население собралось у пристани. Едва причалил баркас с "Новика", как местный оркестр грянул марш. Конечно, в поселке никто не ожидал русского крейсера, о котором в течение восьми дней после выхода его из Циндао "в неизвестном направлении" в России не было никаких известий.
Лейтенант А.П.Штер с частью команды руководил погрузкой угля на берегу. "Не могу описать достаточно ярко то радостное чувство, - вспоминал он позднее, - которое охватило меня при съезде на берег; после 10-дневного томительного перехода очутиться на берегу, на своем русском берегу, с сознанием, что большая часть задачи уже выполнена, с надеждой, что через несколько часов мы будем на пути к Владивостоку... - все это наполняло меня каким-то детским восторгом! Роскошная природа Южного Сахалина еще больше способствовала этому настроению; команда, видимо, испытывала те же чувства, потому что все энергично и весело принялись за грязную работу погрузки угля".
Грузить уголь начали в 9.30 его приходилось подвозить на пристань в телегах, нагружать на баржи, буксировать к крейсеру и перегружать. Уголь носили в мешках, корзинах и, больше всего, в ведрах, да и тех было недостаточно. Все жители помогали новиковцам - вместе с матросами работали и военная команда, и ссыльные, старики и женщины, само собой, и дети набежали!..
Начальник корсаковской команды полковник И.А.Арцишевский еще утром послал телеграфное донесение о прибытии "Новика" военному губернатору Сахалина генерал-лейтенанту М.Н.Ляпунову и далее по инстанции. Дойдя до Петербурга уже за подписью адмирала Е.И.Алексеева, это донесение опередило события: "...сего числа в 6 утра "Новик" пришел в Корсаковский пост, приняв уголь, следует во Владивосток".
За облаком угольной пыли, окутавшей "Новик", трудно было разглядеть, что делается в море, но горизонт, без сомнения, чист. Около 14.30 радиотелеграф крейсера начал принимать неразборчивые сигналы - передавать их мог только противник! Так как, пользуясь стоянкой, пары во всех котлах, кроме двух, прекратили и глушили лопнувшие трубки, то теперь требовалось развести пары в семи котлах, только что исправленных. Оставалось принять еще две баржи с углем, но с крейсера семафором передали береговой команде - срочно возвратиться! А.П.Штер записал: "Сразу что-то оборвалось внутри, мелькнуло сознание чего-то безвыходного и настроение круто переменилось из радостного в высшей степени угнетенное. Очень не хотелось покидать этот уютный и веселый на вид уголок, чтобы пускаться в такое сомнительное предприятие, как бой с неизвестным пока противником. Если слышны японские телеграммы, то ясно, что неприятель не один... А сколько? И кто именно? Все японские крейсеры даже в одиночку сильнее "Новика", а тут еще и полного хода дать нельзя... Несомненно, близилась развязка...".
В 16 ч. "Новик" снялся с якоря, взяв направление на юг, а когда на горизонте показался дымок, набрал предельно возможную скорость 18-19 уз. и устремился в широкую восточную часть залива Анива, пытаясь ввести в заблуждение противника и рассчитывая после наступления темноты лечь на обратный курс в пролив Лаперуза. Ощущение решительной минуты подействовало на всех! Сосредоточенно делались последние приготовления к бою, напряженно всматривались в противника, стараясь определить, с кем придется иметь дело. И сближаясь, определили его как крейсер типа "Нийтака".
В действительности это был однотипный с ним "Цусима". Крейсер "Читосе", стерёгший пролив Лаперуза в самой узкой части (около 23 миль), утром встретил "Цусиму", и командир "Читосе" капитан 1 ранга Такачи Скеичи приказал "Цусиме" под командованием капитана 2 ранга Сенто Такео осмотреть Корсаковский пост. По силуэту "Цусима" очень походил на крейсер владивостокского отряда "Богатырь", и японцы рассчитывали, что, пока с русского крейсера распознают их, "Цусиме" удастся сблизиться с более быстроходным "Новиком" (истинного состояния механизмов которого они, естественно, не знали), а "Читосе" останется на выходе из залива Анива.
В 17 ч. крейсер "Цусима" повернул наперерез "Новику", дав радиограмму на "Читосе": "Вижу неприятеля и атакую его". Через 10 мин расстояние уменьшилось до 40 кб., и с "Новика" уже невооруженным глазом стали видны надстройки "Цусимы", а в бинокль - даже люди на его палубе. "Новик" открыл огонь правым бортом, и всплески снарядов легли рядом с неприятелем. Крейсер "Цусима" ответил - блеснули огоньки выстрелов его левого борта.
Вначале японские снаряды давали перелеты, но вскоре стали ложиться ближе. Чтобы сбить пристрелку, "Новик" начал описывать ряд разнодужных коордонат (Маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны для смещения линии пути), держа противника в пределах 35-40 кб. Но уже в 17.20 "Новик" попал под накрытие. Один из неприятельских снарядов сделал пробоину в рулевом отделении под броневой палубой, которое стало заполняться водой. Тут же раздался и тревожный крик: "Пробоина в каюте старшего офицера!", а затем и новые возгласы: "Пробоина в жилой палубе!.. В кают-компании!.." Аварийная команда бросилась заделывать (насколько это возможно в ходе боя) повреждения. Еще через 5 мин. снаряд разрушил командирскую и штурманскую рубки, уничтожив все карты и штурманские инструменты, кроме одного секстана. По счастью, жертв еще не было. "Новик" даже стал опережать неприятеля, идя на параллельном курсе...
Но это было последнее напряжение машин крейсера - в двух котлах лопнули водогрейные трубки, и скорость резко снизилась. "Невольно в груди закипала бессильная злоба, подкатывалась клубком к горлу и разражалась грубыми ругательствами, - писал А.П.Штер - против кого эта злоба - отчета я себе не отдавал, но старался излить ее на противника".
Неприятельским снарядом убило комендора ютового орудия Н.Д.Аникина, смертельно ранило унтер-офицера П.И.Шмырева и матроса М.П.Губенко. Командир орудия левого нестреляющего борта сам прибежал заменить убитого и продолжал посылать один снаряд за другим. "Началось! - подумалось Штеру. - Сейчас будет моя очередь!" И действительно: "За спиной у меня раздался взрыв... Впечатление, что у меня вырвало кусок бока. Барабанщик, держась за голову, плачущим голосом: "Ваше благородие, у вас мозги вылезли!" - Вряд ли бы я мог стоять, если бы у меня мозги полезли!.." Этим снарядом снесло кормовой мостик и машинные вентиляторы и, кроме лейтенанта Штера, ранило еще десять матросов. Перевязавшись тут же, на палубе, Штер продолжал управлять огнем кормовых орудий.
Огонь неприятеля заметно ослабел. Но около 17.35 одновременно два снаряда попали ниже ватерлинии в рулевое и сухарное отделение. "Новик" сел кормой почти на метр, вода над броневой палубой хлынула в кают-компанию. И тут же вышли из строя еще два котла, ход уменьшился вдвое, и стало ясно, что уйти не удастся.
Спустя четверть часа "Новик" повернул к берегу, чтобы вернуться в Корсаковский пост. К удивлению, крейсер "Цусима" тоже повернул вправо, на расходящийся курс, и прекратил стрельбу! "Новик" же продолжал вести огонь, теперь уже с левого борта, пока расстояние не увеличилось до 50 кб. Видели, что у уходящего крейсера, когда он повернулся кормой к "Новику", крен и, управляясь машинами, он идет зигзагами.
"Новик" приблизился к берегу насколько возможно, чтобы в случае необходимости легче было спасать экипаж, а когда из рулевого отделения передали, что привод руля не действует, то, управляясь бортовыми машинами, в 18.20 пришел на Корсаковский рейд, подвел пластырь и начал откачивать воду...
Неприятельский корабль, выйдя из зоны поражения, также завел пластырь и, будучи не в состоянии продолжать бой, дал радиограмму на "Читосе", находившийся на расстоянии 4 ч. хода. Тот запросил о местонахождении "Новика". И хотя последний своим аппаратом пытался помешать переговорам, "Цусима" все же смог сообщить, что "Новик" идет в Корсаковский пост.
Когда неприятель скрылся за горизонтом, "Новик" попытался приблизиться к берегу, но при этом сорвало подведенный пластырь. Став на якорь в 960 м. от берега, выяснили, что корабль принял около 250 т. воды через три подводные пробоины: две в рулевом отделении и одну под каютой старшего офицера. Вблизи ватерлинии имелась еще одна пробоина, а всего крейсер получил около десяти попаданий, причем оказались разбиты шестерка, деревянный и металлический вельботы. Осмотр показал, что одну из пробоин в рулевом отделении своими силами заделать не удасться - снаряд попал в стык борта с броневой палубой, вызвав длинные трещины. Но самое плачевное - в исправности оставались от силы шесть котлов из двенадцати; "потерял "Новик" свой ход в непрестанной работе, укатали Сивку крутые горки", - с горечью констатировал А.П.Штер.
Выяснилось, что и воду из отсеков за ночь откачать не удастся - в поселке не было для этого никаких средств, а собственные вышли из строя. Из-за этих повреждений "Новика", а также предвидя, что выход из залива Анива перекрыт другим крейсером неприятеля, М.Ф.Шульц принял решение затопить корабль на отмели.
Около 10 ч вечера, когда на затребованных с берега баржах свезли с крейсера личный состав и все, что можно было снять из дельных вещей, открыли кингстоны. Взорвать "Новик" в тот момент не могло прийти в голову! Рассчитывали позднее, затребовав соответствующие средства из Владивостока, поднять корабль, затопленный в русском порту, и надеялись, что "Новик" еще послужит России! Моряки не могли предполагать, что через год по Портсмутскому мирному договору южная часть Сахалина, где затоплен их корабль, будет отдана японцам... В 23.30
"Новик" лег на дно на глубине 9 м., накренившись на правый борт до 30°. Корма скрылась под водой, а на поверхности остались трубы, мачта и значительная часть верхней палубы...

10.08.1904 г. Порт-Артур

По распоряжению контр-адмирала Ухтомского, для подавления японских батарей в бухте Тахэ, которые своим огнём беспокоили правый фланг сухопутной армии и мешали работе тралящего каравана, был направлен броненосец "Севастополь". Для точного определения места этой батареи, командир "Севастополя" капитан 1 ранга Эссен предварительно вышел в море на миноносце "Расторопный".
В 8.55 дождавшись полной воды, броненосец "Севастополь" имея на борту лишь 300 человек экипажа, начал выходить из гавани. Для эскортирования вместе с ним на бомбардировку батарей противника были посланы контрминоносцы: "Выносливый", "Властный" и миноносцы: "Стройный", "Скорый", "Смелый", "Статный", "Сторожевой", "Разящий" и "Расторопный". От содействия канонерских лодок Эссен отказался. Выйдя из гавани "Севастополь" встал на рейде в ожидании тралящего каравана, который несколько задержался, буксируя вытраленные утром мины к бухте Белого Волка. Не дождавшись тралящего каравана, капитан 1 ранга Эссен приказал 4 миноносцам сопровождения идти с тралами впереди по направлению к бухте Тахэ.
Сразу же после выхода "Севастополя" на рейд, на горизонте появился отряд японских кораблей в составе старого броненосца "Чин-Йен", броненосных крейсеров "Ниссин" и "Кассуга", бронепалубных крейсеров "Сума" и "Мацусима", двух канонерских лодок и 28 миноносцев. Противник открыл огонь с дистанции 90 кабельтовых, "Севастополь" из-за дальности расстояния даже для своих 12" орудий, не мог отвечать на огонь японцев и продолжал идти вперёд, высказывая этим своё намерение вступить с противником в бой. С началом движения "Севастополя" корабли противника отошли, видимо полагая, что вслед за "Севастополем" в море выйдут и другие русские броненосцы.
В 10.50 "Севастополь" вышел на огневую позицию в бухте Тахэ. Миноносцы сопровождения открыли огонь по берегу, чем вызвали ответный огонь японских батарей. При ответном огне батарей в "Севастополь" попал один 120-мм снаряд, который разорвавшись наверху не причинил никаких повреждений. В 10.58 "Севастополь" с дистанции 35 каб. открыл огонь по японским батареям из 12" и 6" орудий, выпустив 7 12" и 60 6" снарядов. В результате этого обстрела одна батарея противника, состоящая из 10 120-мм орудий быстро была подавлена и замолчала. Пока "Севастополь" вёл огонь по береговой батарее, на него несколько раз пытались выйти в атаку японские миноносцы, но были отогнаны огнём орудий правого борта. В это время броненосные крейсера "Ниссин" и "Кассуга" снова сблизились с "Севастополем" и открыли огонь с дистанции 75 каб., взяв русский броненосец в артиллерийскую вилку. В этой обстановке капитан 1 ранга Эссен в 11.20 принял решение вернуться в Порт-Артур под защиту береговых батарей крепости. При повороте на обратный курс у миноносцев, идущих впереди "Севастополя", лопнули тралы и в непосредственной близости от борта "Севастополя" прошли поплавки тралов с плавающей посреди них огромной сфероконической миной. Мина была расстреляна огнём 47-мм орудия, после чего взорвалась. Пока миноносцы заводили новые тралы, "Севастополь" пытался развернуться машинами, по возможности на месте, что-бы вернуться к Порт-Артуру по уже протраленному при подходе к бухте и обозначенному буйками фарватеру. В этот момент из бухты Белого Волка появился тралящий караван, который не дойдя 3 каб. до "Севастополя", развернулся и пошёл к Порт-Артуру, предлагая броненосцу следовать в своей струе. Продолжая вести огонь по берегу и по кораблям противника, "Севастополь" двигался обратно в гавань по протраленному фарватеру, буйки которого оказались снесёнными с места сильным прибрежным течением.
В 11.45 находясь в 1,5 милях к югу от Крестовой батареи, броненосец "Севастополь" левой скулой коснулся японской мины. Взрыв пришёлся под носовой башней главного калибра. Броненосец осел носом и стал валиться на левый борт. Вода затопив 5 отсеков, в том числе погреб 12" снарядов и 2 угольные ямы, была остановлена водонепроницаемыми переборками. Стараясь как можно точнее держаться в струе тралящего каравана, чтобы не наскочить ещё на одну мину, "Севастополь" пришёл на внешний рейд Порт-Артура, куда на помощь ему уже были присланы портовые буксиры. Остановкой броненосца и скоплением около него нескольких малых судов воспользовались японские крейсеры "Ниссин" и "Кассуга", открыв огонь с дистанции 80 каб., японские миноносцы в это время бездействовали и находились вне действия орудий береговых батарей крепости. В 12.40 "Севастополь" снялся с якоря и пошёл в гавань вслед за тралящим караваном, причём уже в самом проходе в тралах взорвалась ещё одна мина. В 13.50 "Севастополь" был введён в гавань и встал на бочку в Западном бассейне. Осмотр водолазами повреждений показал, что полученная кораблём пробоина находится очень близко от прежней, полученной 10 июня. В результате, чего броненосец снова надолго вышел из строя и приступил к ремонту.

11.08.1904 г. Порт-Артур

Недалеко от Порт-Артура во время траления внешнего рейда подорвался на мине и получил серьёзные повреждения миноносец "Расторопный", после чего был взят на буксир и уведён во внутреннюю гавань. Также подорвались на минах миноносец "Разящий", который также был уведён на буксире в порт. Не повезло только контрминоносцу "Выносливый", который наскочив на мину и получив серьёзные повреждения, спустя некоторое время затонул, при этом погибло 15 и было ранено 7 матросов.

11.08.1904 г. Сайгон

Рано утром на рейд французского колониального порта Сайгон пришёл крейсер 1 ранга "Диана". Французские власти встретили русских моряков как настоящих друзей и пообещали, что проведут весь ремонт корабля. Требований о разоружении не предъявлялось и вообще русские чувствовали себя в Сайгоне как дома. С первых дней было приступлено к устранению повреждений и подготовке к встрече 2 эскадры Тихого океана. Но 22 августа, когда крейсер мог бы при желании выйти в море и уже наверняка присоединиться к эскадре Рожественского, в Сайгон именем генерал-адмирала и за подписью вице-адмирала Авелана, пришё приказ о полном разоружении и интернировании до конца войны. Командир крейсера капитан 2 ранга Ливен, не был сторонником высоких патриотических чувств и с лёгкостью приказал разоружить крейсер и свезти на берег боезапас.

21.08.1904 г. Порт-Артур

На одной из 16 выставленных миноносцем "Скорый" мин, в 2-ух милях к S от мыса Лунвантань под Порт-Артуром, подорвался и затонул, японский контрминоносец "Хаядори". При этом погибло 20 членов экипажа.

24.08.1904 г. Порт-Артур

По настоятельной просьбе наместника адмирала Алексеева и по решению генерал-адмирала А.А.Романова, от 15 августа 1904 г. приказом за № 115 временно командующий "Отдельным отрядом броненосцев и крейсеров 1 ранга 1 эскадры Тихого океана" контр-адмирал князь Ухтомский, был отстранён от своей должности и заменён капитаном 1 ранга Р.Н.Виреном.

На предыдущуюНа первуюНа следующую

Hosted by uCoz