1.02.1904 г. Порт-Артур
Вице-адмирал Того, руководствуясь своими принципами неустанного и настойчивого нападения на демарализованного врага, с целью нанести ему сокрушающий удар, прежде чем тот оправится от первого, решил повторной ночной атакой контрминоносцев исправить оплошности первой. Но по всей видимости боги отвернулись от японского флотоводца, на море поднялась большая волна, ветер грозил снести любого кто пытался появиться на палубе, видимость стала почти нулевой. В результате чего, только два контрминоносца: "Хаятори" и "Асагири" из 4 контрминоносной флотилии, смогли найти путь к русской крепости (остальные контрминоносцы 4-ой и 5-ой контрминоносных флотилий при поддержке 3-го боевого отряда, потеряли друг друга и вернулись к юго-западному побережью Кореи).
В 2.30 контрминоносец "Асагири" приблизившись к внешнему рейду, заметил в темноте, тусклые формы военных кораблей. Но обнаружив, что остальные контрминоносцы не смогли прорваться сквозь снежный буран, "Асагири", выпустив с дальней дистанции 1 торпеду, поспешно отвернул на обратный курс и ушёл в море.
В 4.50 контрминоносец "Хаятори" также вышел к воротам Порт-Артура, но поняв, что в одиночку атаковать неприятеля, было-бы безрассудно, выпустил с дальней дистанции 1 торпеду и развернувшись на обратный курс взял курс к берегам Кореи.
11.02.1904 г. Порт-Артур
В 16.00 была предпринята первая попытка японцев закупорить проход у Порт-Артура, путём затопления на внешнем рейде нескольких пароходов. 5 тяжело гружёных камнями пароходов ("Тенсин-Мару", "Хококу-Мару", "Джинсен-Мару", "Буйио-Мару", "Бушиу-Мару") под прикрытием 4 контрминоносцев 5 контрминоносной флотилии ("Качеро", "Муракумо", "Сирануи", "Югири") взяли курс на крепость.
В 2.45 при подходе к Порт-Артуру они были замечены на сигнальной станции Золотой горы. В эту ночь в проходе ведущим во внутреннюю гавань Порт-Артура находились: сидящий на мели броненосец "Ретвизан", миноносцы: "Сторожевой" и "Стерегущий", 2 минных катера с "Пересвета", 1 с "Полтавы", 1 с "Бобра", а также 1 баркас с "Гремящего".
Японские миноносцы ринувшись в атаку на "Ретвизан", тут-же были интенсивно обстреляны с судов находящихся в проходе, а после и с береговых батарей. Выпустив торпеды, которые прошли мимо "Ретвизана", миноносцы противника, не получив повреждений (за исключением остановившегося из-за неисправности в рулевом приводе контрминоносца "Муракумо", который позже был взят на буксир и уведён на базу) скрылись в ночной мгле. В это-же время со стороны открытого моря, по направлению к проходу показались брандеры-пароходы японцев. "Тенсин-Мару" был энергично обстрелян и ослеплён прожекторами, в результате чего не дойдя до намеченного места затопления, выскочил на камни к востоку от Ляотешаня. "Джинсен-Мару" уклонился вправо от прохода и выскочил на берег под Золотой горой. "Бушиу-Мару" у которого попавшим снарядом было выведено из строя рулевое управление, из-за неспособности маневрировать было вынуждено выброситься на берег по направлению к Ляотешаню. "Хококу-Мару" несмотря на убийственный огонь крепости и сидящего в проходе броненосца "Ретвизан", уверенно держал курс в проход, но у самой цели одним из попавших снарядов, у брандера был сброшен в воду якорь, который зацепившись за грунт, завернул корабль влево и тот, загоревшись, выскочил на берег у южного склона Маячной горы, буквально в 100 метрах от "Ретвизана". Последний-же ("Буйио-Мару") был затоплен командой при отходе от крепости. Потери японцев составили 10 человек погибших из 77 находившихся на брандерах.
11.02.1904 г. Владивосток
В 11.00 Владивостокский отряд снова вышел в море и направился к Гензану, с целью проверить не перебрасывают-ли японцы в этом порту свои сухопутные части. Но проведя около берегов Кореи 5 дней и не обнаружив ни одного судна, отряд вернулся во Владивосток.
12.02.1904 г. Порт-Артур
Семь контрминоносцев 1-го отряда ("Выносливый", "Внимательный", "Грозовой", "Властный", "Внушительный", "Бесстрашный", "Бдительный") и миноносец "Лейтенант Бураков", разделившись на две группы, крейсеровали вдоль берегов Квантунского полуострова, пытаясь найти неприятеля. В темноте русские корабли несколько раз натыкались на японские контрминоносцы, но кратковременные перестрелки не принесли результатов. С рассветом шесть миноносцев во главе с "Выносливым" под брейд-вымпелом Н.А.Матусевича вернулись на Порт-Артурский рейд. Два русских контрминоносца "Бесстрашный" и "Внушительный" задержались с возвращением из бухты Кинчжоу, восход солнца застал их у юго-западного побережья Квантуна.
13.02.1904 г. Порт-Артур
Утром у Порт-Артура появился весь Японский флот. Находившиеся на внешнем рейде крейсера "Баян", "Аскольд" и "Новик", маневрируя под прикрытием береговых батарей, открыли по неприятелю огонь, пытаясь связать его боем и дать возможность отставшим контрминоносцам "Бесстрашному" и "Внушительному" проскользнуть к крепости. Когда из-за мыса Ляотешань показались два русских контрминоносца, первыми их заметили крейсера 3-го боевого отряда под флагом контр-адмирала С.Дева, состоящим из 4 бронепалубных крейсеров 1 класса: ("Кассаги", "Читосе", "Такасаго", "Иосино"), которые в свою очередь немедленно открыли огонь и направились в их сторону с целью отрезать их от Порт-Артура. "Бесстрашный", на котором находился командующий 2-ым отделением 1-го отряда миноносцев капитан 2 ранга князь А.А.Ливен, развил полный ход и благополучно проскочил мимо неприятеля в крепость, а вот шедший за ним "Внушительный" немного отстал. Командир контрминоносца лейтенант М.С.Подушкин, считая, что "Внушительный" уже отрезан от Порт-Артура, приказал повернуть обратно. Не имея достаточных запасов угля, для продолжительного нахождения в море, а также возможности оторваться от противника, Подушкин направился к ближайшей бухте-Голубиная. Войдя в бухту "Внушительный" был сознательно направлен ближе к берегу, с целью посадить контрминоносец на отмель. Наскочив на мель корабль пропорол себе днище в носовой части, в результате чего контрминоносец накренился на правый борт и получил дифферент на нос. Командир принял решение свезти команду на берег, после чего из-за опасности захвата корабля подошедшими японскими крейсерами, отдал приказ открыть клапаны затопления.
В 11.35 к бухте подошёл 3-ий отряд контр-адмирала С.Дева. Видя, что русский контрминоносец, сидит на мели, а команда переправляется в шлюпках на берег, адмирал Дева отдал приказ крейсеру "Иосино" добить и потопить "Внушительного". "Иосино" подойдя почти вплотную к контрминоносцу, открыл огонь. Три попавшие в цель снаряда, не изменили положения опустившегося на дно "Внушительного".
В 12.22 убедившись, что русский контрминоносец окончательно потерял боевую силу, "Иосино" прекратил огонь и вернулся к своему отряду.
22.02.1904 г. Владивосток
Вице-адмирал Камимура с эскадрой из пяти броненосных крейсеров 1 класса: "Идзумо", "Адзума", "Якумо", "Асама", "Ивате" и двух бронепалубных крейсеров 1 класса: "Иосино" и "Кассаги" вышел к Владивостоку.
Войдя в Уссурийский залив в 13.35 пять броненосных крейсеров приблизились к крепости на дистанцию 45 кабельтовых и маневрируя у бухты Соболь, открыли огонь по городу и приморским фортам Суворова и Линевича, причём расстояние до русских берегов сократилось к концу бомбардировки до 20 кабельтовых. Русских батарей на этом участке береговой обороны ещё не было, а форты имели на вооружении всего лишь противоштурмовые орудия и пулемёты и были готовы только к отражению вражеского десанта. Японская эскадра за 45 минут бомбардировки, выпустив в общей сложности по городу и крепости 200 снарядов, смогла добиться лишь двух попаданий оказавшихся роковыми для жителей города: первый снаряд попал в здание Морского госпиталя, убив при этом пятерых больных матросов на кроватях, второй снаряд рассёк пополам беременную женщину Арину Кондакову. Один из снарядов попал в дом полковника Жукова разворотил всю обстановку и ударившись в стенку взорвал денежную кассу, выбросив при этом часового стоявшего возле знамени 30-го Стрелкового полка. Вопреки всем уставам знамя полка из объятого пламенем дома вынесла жена полковника: Мария Константиновна Жукова. Во время стрельбы неприятельские крейсера держались вне досягаемости огня орудий Петропавловской батареи и мортир Уссурийской батареи № 15.
В 14.20 Камимура прекратил огонь и ушёл в море. Русские крейсера бывшие каждую минуту на готове, из-за неповоротливости командующего отрядом Рейценштейна, смогли выйти в погоню лишь после того как японская эскадра скрылась из виду за островом Аскольд (правда этому в немалой степени помешал "Громобой", который после съёмки с якоря стал дрейфовать в сторону "России" и портовым баркасам пришлось долгое время растаскивать крейсера в разные стороны), некоторое время пытаясь настичь неприятеля бригада шла по вероятному маршруту движения уходящих сил противника, ориентируясь лишь по едва видневшемуся на горизонте клубам дыма японских крейсеров, но пройдя так 20 миль и поняв, что с наступлением темноты визуальный контакт будет потерян окончательно, а дальнейшее продвижение на юг может обернуться ловушкой для Владивостокского отряда, Рейценштейн отдаёт команду возвращаться на базу.
К 17.00 крейсера вернулись на рейд.
23.02.1904 г. Владивосток
Японская эскадра под флагом контр-адмирала Камимуры, вновь появилась под Владивостоком, но покрейсеровав между островами Аскольда и Скрыплёва, ушла на юг. Русские крейсера хотя и были готовы к выходу с разведёнными парами, но из бухты так и не вышли.
24.02.1904 г. Порт-Артур
Рано утром в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров, вместе с ним прибыл корабельный инженер Балтийского завода Кутейников Н.Н. Первым кораблём который посетил Макаров, был броненосец "Цесаревич", поприветствовав команду, он спустился в кессон для того что-бы осмотреть пробоину и как ведутся восстановительные работы по её заделке. Обойдя все суда эскадры и портовое хозяйство под командой контр-адмирала Н.Р.Греве, Макаров поднял свой флаг на бронепалубном крейсере 1 ранга "Аскольд", в свою очередь вице-адмирал Старк спустил свой на "Петропавловске", сдав дела новому командующему и сославшись на болезнь уехал в Россию. Через несколько часов броненосец "Ретвизан" подорванный ещё в ночь на 27 января 1904 г., с помощью кессонов был снят с мели и отбуксирован во внутренний бассейн гавани для дальнейшего ремонта по заделыванию подводной пробоины.
Разобравшись с безнаказанным обстрелом Владивостока крейсерами Камимуры, Макаров принял решение: капитана 1 ранга Н.К.Рейценштейна за неспособность командовать "Отрядом крейсеров эскадры Тихого океана" от командования отрядом отстранить и направить в Порт-Артур, а на его место назначить, младшего флагмана 1 эскадры Тихого океана контр-адмирала К.П.Иессена. Сам отряд с 25 февраля 1904 г. стал именоваться "Отдельным отрядом крейсеров флота Тихого океана". Вследствие того, что сообщение с Порт-Артуром через некоторое время было нарушено, и отряд вынужден был действовать самостоятельно, начальник отряда был наделен правами командующего флотом.
25.02.1904 г. Порт-Артур
Разобравшись с обороной крепости со стороны моря и приняв во внимание то, что японцы не оставят своих попыток закупорить проход при помощи брандеров, Макаров отдал приказ затопить у входа в гавань 2 огромных парохода К.В.Ж.Д. "Хайлар" и "Харбин", причём последний поперёк входного створа. Теперь при движении по фарватеру приходилось маневрировать, что выполнить ночью в лучах прожекторов и под огнём батарей было непросто.
26.02.1904 г. Порт-Артур
В ночь на 26 февраля 1904 года вице-адмирал С.О.Макаров выслал в дозор к восточному побережью Квантунского полуострова миноносцы "Решительный" и "Стерегущий".
В 1.00 в Порт-Артуре заметили на горизонте какие-то огни и командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го оряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить ушедшие вечером в дозор миноносцы "Решительный" и "Стерегущий". В первый отряд, которым командовал капитан 1 ранга Н.А. Матусевич, входили контрминоносцы "Выносливый", "Властный", "Бесстрашный" и "Внимательный".
Четыре контрминоносца Матусевича в 3.30 ночи на полном ходу атаковали строй четырех японских контрминоносцев ("Сиракумо", "Акасиво", "Акацуки" и "Касуми" под командованием капитана 1 ранга А.Сейдзиро). Бой проходил на очень близких дистанциях и продолжался около часа.
"Выносливый" быстро добился нескольких попаданий в головной корабль противника, но и сам получил снаряд в машинное отделение и на некоторое время потерял ход. "Сиракумо" прошел у него под кормой и успел сделать несколько выстрелов из малокалиберных пушек.
В 3.45 осколками снаряда попавшего в боевую рубку был легко ранен капитан 1 ранга Матусевич, взрывом другого снаряда был тяжело ранен мичман А.Н.Заев. Из машинного отделения вырвался горячий пар; взрывом были перебиты трубы отработанного пара обеих машин.
Подошедший на помощь "Властный" предпринял попытку протаранить "Акасиво", но японскому контрминоносцу удалось увернуться от почти лобового удара. Несколько минут спустя к "Властному" приблизился контрминоносец "Касуми" и осветил его прожектором. Вновь вспыхнула артиллерийская канонада. Не выдержав русского огня, японец погасил огни и резко изменил курс.
Шедшие концевыми "Внимательный" и "Бесстрашный" открыли огонь в 3.45, избрав своей целью замыкающий контрминоносец "Акацуки". Стрельба наших кораблей оказалась очень эффективной: русские снаряды повредили машину "Акацуки" и перебили главную паровую магистраль. Окутанный клубами пара японский контрминоносец потерял ход. Его командир Н.Суецуги запросил помощи. На его счастье рядом оказался "Касуми". После перестрелки противники разошлись и растворились в темноте.
Общий итог сражения выглядел так: русские потеряли 3 убитыми и 21 ранеными, японцы 7 убитыми и 10 ранеными. Сразу после боя потерявшие друг друга в темноте контрминоносцы 1-го отряда поодиночке подошли к берегу Ляотешаня-здесь, согласно инструкции, находилась точка рандеву. Убедившись, что все корабли на месте, Матусевич приказал командиру "Внимательного" взять на буксир "Выносливый", наиболее тяжело повреждённый в бою. Выполняя приказание, "Внимательный" не расчитал циркуляции и столкнулся с "Властным", пропоров тому левый борт в районе машинного отделения. К счастью, дело ограничилось затоплением лишь одного отсека и "Властный" на одной машине добрался до Порт-Артура. В 7.00 отряд вернулся в Порт-Артур.
"Решительный" и "Стерегущий" около 6 часов утра в проливе Ляотешань встретились с четырьмя японскими контрминоносцами 3 контрминоносной флотилии ("Акебоно", "Сазанами", "Синономе" и "Усугумо" под командованием капитана 2 ранга М.Цуция). Японские корабли превосходили наши и по количеству орудий, и по скорости. Видя, что боя не избежать оба наших миноносца пошли на прорыв к Порт-Артуру под защиту береговых батарей, до которого оставалось менее 20 миль. "Решительному" под командованием капитана 2 ранга Ф.Э.Боссе удалось, повредив 2 японских контрминоносца "Акебоно" и "Сазанами" прорваться. Позже к японцам на помощь подошли 2 бронепалубных крейсера 2 класса: "Акаси" и "Сума". "Стерегущий" из-за повреждения машин не смог развить полный ход, но продолжал мужественно сражаться один против шестерых. Осколками снаряда смертельно ранило командира корабля лейтенанта А.С.Сергеева. Командование на себя принял старший офицер лейтенант Н.С.Головизнин.
В 6.40 японский снаряд повредил два смежных паровых котла и миноносец стал быстро терять ход.
В 7.05 орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачт с искореженными бортами и палубой, усеянный телами его защитников. Погибли все 4 офицера и 45 из 49 матросов.
В 7.40 к борту "Стерегущего" подошел вельбот с "Сазанами" под командованием мичмана Ямазаки Хирата. Поднявшись на борт полузатопленного миноносца, японцы начали готовить его к буксировке; были сняты и переправлены на "Сазанами" машинист 2-й статьи В.Н.Новиков и кочегар А.А.Осинин, а также подобранные из воды минно-машинный квартимейстер Ф.Д.Юрьев и кочегар И.П.Хиринский - только эти четверо и остались в живых. Осмотрев миноносец и выбросив за борт все горючие материалы, японцы в 8.05 завели буксир на подошедший "Сазанами".
В 8.23 буксир лопнул и пока японцы готовились подать стальной трос; открыли огонь русские береговые батареи и приближавшиеся со стороны Порт-Артура русские крейсера: "Новик" (под флагом вице-адмирала Макарова) и "Баян". Не желая рисковать, враги, покинули "Стерегущий", поручив "Усугумо" добить его; однако в последний момент "истребитель" был отозван, так как в случае боя мог оказаться между русскими крейсерами и приближавшимися к Порт-Артуру кораблями 4-го японского боевого отряда.
В 9.15 всеми оставленный "Стерегущий" затонул в семи милях на OSO от Ляотешанского маяка. В бою со "Стерегущим" и "Решительным" противник тоже понес значительный урон: 27 снарядов попало в миноносец "Акебоно", 8 в "Сазанами". Получили повреждения миноносцы "Усугумо" и "Синономе". Когда "Новик" и "Баян" подошли к месту гибели "Стерегущего" на воде кроме обломков, ничего больше не было.
В это время появилась, шедшая для обстрела Порт-Артура, японская эскадра (13 вымпелов). Макарову пришлось повернуть крейсера на обратный курс.
Как только "Новик" и "Баян" вошли в порт, 3 японских броненосца находясь вне видимости береговых батарей открыли перекидной огонь через полуостров Ляотешань по эскадре находящейся на внутреннем рейде , а позже по городу, стрельбу-же корректировали 2 крейсера находящиеся напротив прохода в Порт-Артурскую гавань. Русские суда не могли выйти в море ввиду начавшегося отлива. Особого вреда (за исключением 8 погибших и 20 раненых) этот обстрел не принёс, но заставил задуматься Макарова о безопасности судов и города. На вершинах Ляотешаня был создан наблюдательный пункт для корректировки стрельбы русских броненосцев перекидным огнём через полуостров по японским судам.
27.02.1904 г. Порт-Артур
В 4.00 вице-адмирал Макаров поднял свой флаг на "Петропавловске" и в 6.00 пятым по счёту вышел на внешний рейд, с целью вывести эскадру в море на поиски врага и завязывания с ним боя. Предварительно протралив рейд, в 10.20 русские корабли в строе кильватера вышли в море.
В 11.50 будучи на параллели Ляотешаня эскадра прибавила ход, перестроившись в походный ордер. Вначале Макаров вёл эскадру на восток в надежде встретить противника. Однако противника обнаружить не удалось и эскадра занялась практическими эволюциями.
В 16.00, не прекращая эволюций, эскадра подошла к Порт-Артуру и в 19.00 все корабли втянулись на внутренний рейд.
09.03.1904 г. Порт-Артур
Японская эскадра в составе 6 броненосцев, 6 бронепалубных крейсеров и 8 контрминоносцев вновь подошла к Порт-Артуру. 2 японских броненосца "Фудзи" и "Ясима" заняли позиции за Ляотешанем и открыли перекидной огонь по внутреннему рейду, но тут-же таким-же способом получая корректировку с наблюдательного пункта на высотах полуострова, открыли ответный огонь "Ретвизан" и "Победа", также спустя некоторое время открыла огонь наспех оборудованная батарея на Ляотешане. С "Ретвизана" было сделано 13 выстрелов, а с "Победы" 16. В результате "Фудзи" получил одно попадание с "Победы". Адмирал Макаров решил вывести свой флот на внешний рейд и под прикрытием береговых батарей дать бой японцам. Выйдя всего за 1,5 часа в составе 3 броненосцев и 4 крейсеров, да ещё в малую воду, он тем самым, как говорят японские источники произвёл ошеломляющий эффект на них. Неожидая как и самого выхода русских, так и ответного огня через Ляотешань, Того в панике отозвал выделенные для бомбардировки Порт-Артура "Фудзи" и "Ясима", которые выпустив около сотни снарядов по Порт-Артуру так и не добились ни одного серьёзного попадания. Макаров направился в море и взял курс по направлению к бухте Тахэ. С моря на поддержку японских броненосцев, спешили 5 броненосных крейсеров, срочно вызванных по радио адмиралом Того. С приближением японских броненосных крейсеров "Петропавловск", склонился несколько к югу и сделал выстрел из 12" орудия по головному крейсеру противника. Снаряд упал со значительным недолётом. В этот момент японские броненосцы повернули навстречу русской эскадре, которая в свою очередь изменила курс на пересечку броненосным крейсерам. Опасаясь за крейсера, адмирал Того ринулся на соединение с ними, провожаемый залпом из башен "Петропавловска". Макаров продолжал идти на противника, в это время в 12.10 на внешний рейд вышли броненосцы "Пересвет" и "Победа", которые из-за своей большой осадки не смогли выйти вместе с другими броненосцами. Однако Того, соединившись со своими крейсерами, повернул на юг и даже не отвечая на огонь "Петропавловска", скрылся за горизонтом.
13.03.1904 г. Порт-Артур
В 7.07 русская эскадра (5 эскадренных броненосцев, 4 крейсера, 2 минных крейсера и 5 контрминоносцев) вышла в открытое море к островам Мяо-Тао для проведения эволюций по перестроению судов в составе эскадры, в случае встречи с неприятелем Макаров собирался принять бой с последующим отходом к Порт-Артуру. Пройдя на юг от Порт-Артура около 5 миль, эскадра свернула на SW (33°). Крейсеру "Новик" совместно с 3 контрминоносцами: "Боевой", "Внимательный" и "Грозовой", Макаров дал указание обследовать два северных острова группы Мяо-Тао.
В 7.30 с русской эскадры на юго-востоке был обнаружен большой дым и несколько труб. Последовал сигнал: "приготовиться к бою". Однако,по приближении к дыму, обнаружилось, что это были 4 коммерческих парохода под английским флагом. Крейсеру "Аскольд" было приказано осмотреть эти пароходы и по освидетельствовании их оказалось, что они следуют из Шанхая в Инкоу пустыми, с тем, что-бы в последнем пункте получить груз. Пароходы были отпущены. Эскадра уже приближалась к Мяо-Тао
В это время "Новик" направил в пролив, разделяющий оба северных острова 2-ва из 3-ёх приданных ему контрминоносцев. Вскоре в 9.05 у о.Тоцзидао был замечен японский буксир "Ханьен-Мару", который тащил за собой китайскую джонку. "Внимательный" с расстояния в 5 каб. сделал два предупредительных выстрела. Буксир остановился и в это-же время часть экипажа стала поспешно пересаживаться в джонку, после чего обрубила канат и постаралась уйти от погони. Но посланная в догонку шлюпка догнола беглецов и привезла 4 задержанных японцев и массу телеграмм. После допроса стало ясно, что они направлялись к Порт-Артуру и после высадки на берег, должны были заниматься шпионской деятельностью в тылу русских войск. После снятия экипажа, буксир и джонка были затоплены огнём крейсера "Новик" и контрминоносца "Боевой". Пока "Новик" с контрминоносцами разбирался с японским буксиром, броненосец "Пересвет" (капитан 1 ранга В.А.Бойсман) столкнулся с броненосцем "Севастополь" (капитан 1 ранга Н.К.Чернышёв) помяв ему винт и сделав вмятину в борту.
В 9.50 "Севастополю" было приказано идти в гавань. В эту минуту по безпроволочному телеграфу с Золотой горы, было передано сообщение о появлении на юго-востоке от Порт-Артура 12 военных судов.
В 10.40 эскадра взяла обратный курс к Порт-Артуру. Донесение оказалось ложным; вероятно за военные корабли были приняты 4 английских парохода, которые осматривал "Аскольд".
К 13.00 эскадра благополучно прибыла на внешний рейд.
После разбирательства следственной комиссии, "По вопросу об аварии броненосца "Севастополь", признавшей ответственным за аварию Чернышёва, вице-адмирал Макаров отстранил последнего от командования броненосцем и назначил на его место капитана 2 ранга Н.О.Эссена, который до этого командовал крейсером "Новик". Взамен ушедшего на повышение Эссена, командиром "Новика", вице-адмирал Макаров назначил капитана 2 ранга Иванова 14-го, но из-за болезни последнего тифом, командовать крейсером стал капитан 2 ранга М.Ф.Шульц. В.А.Бойсмана пока оставили командовать броненосцем, хотя замену ему Макаров уже нашёл, в лице командира интернированной в Шанхае канонерской лодки "Манчжур" капитана 2 ранга Н.А.Кроуна, который должен был прибыть в Порт-Артур в ближайшее время. На место начальника Артурского порта, взамен смещённого за безалаберное руководство, контр-адмирала Греве, Макаров назначил бывшего командира броненосца "Цесаревич" капитана 1 ранга И.К.Григоровича, с присвоением ему звания контр-адмирала, который вступил в должность 27 марта 1904 года. В должность командира "Цесаревича", после сдачи Григоровичем своих полномочий, должен был вступить, старый друг и соплаватель Макарова по арктическим морям, бывший командир ледокола "Ермак" капитан 2 ранга М.П.Васильев.
14.03.1904 г. Порт-Артур
Командующий японской эскадрой адмирал Хейхачиро Того решил вторично попробовать закупорить русский флот в гавани. Возглавить отряд из 4 пароходов-брандеров ("Чийо-Мару","Яхико-Мару","Йонеяма-Мару" и "Фукуи-Мару") поручили герою февральского рейда капитан-лейтенанту Такео Хиросе, команда кораблей набиралась исключительно из добровольцев. Сопровождать брандеры до Порт-Артура должны были 6 миноносцев 9 миноносной флотилии: "Хато", "Кари", "Маназуру", "Касасаги", "Аотака" и "Цубаме".
В 2.20 ночи 14 марта прожектора крепости нащупали приближающиеся к рейду четыре парохода-заградителя и миноносцы, сразу-же крепостные батареи и корабли открыли по ним огонь. После первых выстрелов С.О.Макаров прибыл на канонерскую лодку "Бобр", стоявшую в проходе, и в течение нескольких часов руководил операцией отражения противника. Головной брандер "Фукуи-Мару" был подорван торпедой миноносца "Сильный" лейтенанта Е.И.Криницкого. Взрывом у него был оторван форштевень, но носовая переборка уцелела и не позволила брандеру затонуть. Потерявший управление и осыпаемый со всех сторон снарядами, японский пароход развернулся вправо и уткнулся в берег под Золотой горой. В это время на "Сильном" случайно один из матросов ухватился за рычаг парового свистка. Над гаванью раздался протяжный гудок, который японские заградители приняли за сигнал своего ведущего и повернули за ним. Это предопределило полный провал операции противника. Еще два японских судна "Чийо-Мару" и "Яхико-Мару" приткнулись у Золотой горы, а четвертое "Йонеяма-Мару", торпедированное миноносцем "Решительный" и расстрелянное береговыми батареями, затонуло у Тигрового полуострова. В лодке спущенной с брандера "Фукуи-Мару" погиб Т.Хиросе.
Однако бой на подступах к Порт-Артуру продолжался. "Сильный" получил повреждения от огня "Аотака" и "Цубаме" и тоже выбросился на берег у подножия Золотой горы (до восхода снят буксиром "Силач"). На русском миноносце погибли 7 матросов и инженер-механик В.В.Зверев. Лейтенант Криницкий и 12 матросов получили ранения. В это время среди вспышек выстрелов и света прожекторов к месту боя подошла канонерская лодка "Бобр" под флагом командующего. Вместе с канонерской лодкой "Отважный" она отогнала вражеские миноносцы.
Теперь требовалось осмотреть брошенные под берегом вражеские пароходы, потушить на них пожары и обезвредить подрывные устройства. Это было выполнено командами добровольцев под руководством лейтенантов М.А.Кедрова, Н.Н.Азарьева и мичмана Г.С.Пилсудского. С японских кораблей также была снята мелкокалиберная артиллерия и передана на усиление береговой обороны и некоторых миноносцев.
Когда утром 14 марта у Порт-Артура появился японский флот, ему навстречу благополучно вышла русская эскадра, убедив Х.Того в очередном провале его замыслов. Не приняв боя, японские корабли отошли.
С.О.Макаров для безопасности прохода приказал с брандера "Йонеяма-Мару", затонувшего под Маячной горой срезать надстройки и он превратившись в своеобразный мол, стал надёжной защитой для пришвартовавшегося к нему 22 марта канонерской лодки "Гиляк". 28 марта Макаров решил затопить на внешнем рейде ещё 2 парохода К.В.Ж.Д. "Эдуард Бари" и "Шилка", и выставить дополнительное боновое заграждение. Кроме того, для обороны рейда были специально выделены береговые батареи, канонерские лодки и введено дежурство крейсеров, миноносцев и катеров у затопленных на рейде пароходах, бонах и минных заграждениях. У входа на рейд под Золотой горой дополнительно были установлены 120-мм орудия, снятые со вспомогательного крейсера "Ангара".
30.03.1904 г. Порт-Артур
Х.Того осозновая, что с таким адмиралом как Макаров ему в честном бою не выиграть, решил устроить русскому адмиралу минную ловушку. Имея подробнейшую карту движения русской эскадры у Порт-Артура, а также, что особенно важно траекторию маршрута так, называемой "Макаровской восьмёрки", он отдал приказ капитану 2 ранга Ода, который считался одним из лучших специалистов японского флота по минному делу, поставить минную банку в самой верхней точке "восьмёрки", которая соприкасалась с обычным курсом боевых судов русской эскадры, уходящих в море или возращающихся на базу, после чего немедленно сообщить о выполнении задания. Поздним вечером японский пароход "Кориу-Мару" под командой капитана 2 ранга Ода, в сопровождении 4, 5 и 14-го отряда миноносцев, вышел в заданную точку перед Крестовой горой и приступил к постановке минного заграждения. Но плохая видимость и мелкая стена дождя сначала мешала японцам точно определить положение судна и поэтому японские корабли долгое время стояли на одном месте или ходили взад-вперёд пытаясь соорентироваться в море. У входа на Порт-Артурский рейд в эту ночь дежурил бронепалубный крейсер 1 ранга "Диана" на котором находился вице-адмирал Макаров. Около полуночи его разбудил командир крейсера капитан 1 ранга Н.Иванов и сообщил, что вдали замечены силуэты каких-то судов. Макаров поднялся на мостик, но сколько не всматривался вдаль, ничего не смог заметить, мелкая сетка дождя и полный мрак надёжно скрывали свою тайну. Макаров спустился вниз и снова заснул, но ненадолго. Его вновь разбудили по тому же поводу: возникло подозрение, что японские корабли, скрытые дождём и мраком, ставят мины. Макаров вместе с вахтенными опять пытался рассмотреть что-нибудь сквозь влажную мглу и снова ничего не увидел. Его просили открыть огонь по подозрительным судам, но резонно распологая, что это могли вернуться раньше времени посланные в ночную разведку русские миноносцы, Макаров отверг данную просьбу и приказал утром проверить то место: "...не набросали бы какой дряни" нам японцы. Благодаря этому минная банка была благополучно поставлена и 31 марта 1904 г. в 6.25 на стол Х.Того легла радиограмма от Ода: "Приказ выполнен в соответствии с планом". В 6.30 Х.Того вышел со своим флотом к Порт-Артуру. К этому времени его силы усилились двумя броненосными крейсерами 1 класса: "Ниссин" и "Кассуга", купленные Японией у Аргентины.
31.03.1904 г. Порт-Артур
В конце марта 1904 года командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров получил агентурные сведения, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками для последующей их переброски на Квантунский полуостров. Макаров в ночь на 31 марта решил послать на перехват десанта группу миноносцев, а на утро вывести в море из Порт-Артура русскую эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника.
В рейд к островам Эллиот вышли два отряда в составе 8 миноносцев: "Сторожевой", "Смелый", "Страшный", "Расторопный", "Бесшумный", "Боевой", "Выносливый" и "Грозовой". Подойдя к намеченным островам, миноносцы в целях маскировки закрыли кильватерные огни, в результате, шедшие концевыми "Страшный" и "Смелый" отстали и потерялись в темноте. Не обнаружив у островов ни одного японского судна, основная группа пошла дальше к острову Саншантао. На рассвете в разных направлениях моря были замечены дымы многочисленных кораблей. Справедливо полагая, что это корабли главных японских сил, встреча с которыми в светлое время без поддержки больших кораблей была бы безрассудством, миноносцы повернули к Порт-Артуру, и благополучно возвратились.
Один из отставших миноносцев "Смелый" под командованием лейтенанта М.К.Бахирева после безуспешных попыток найти свой отряд с рассветом также взял курс на базу. Другой "Страшный" около 4 часов утра заметил очертания 4 миноносцев и, решив, что это свои, вступил им в кильватер. На рассвете командир миноносца капитан 2 ранга К.К.Юрасовский приказал поднять на "Страшном" флаг и свои позывные. В ответ раздались орудийные выстрелы, так как корабли оказались японскими истребителями. Путь к Порт-Артуру был отрезан и "Страшный" вступил в неравный бой с 6 миноносцами противника.
Первым же попавшим в "Страшный" снарядом был убит К.К.Юрасовский и выведено из строя носовое 75-мм орудие. В командование миноносцем вступил лейтенант Е.А.Малеев. Развив полный ход и отстреливаясь из 3 уцелевших 47-мм пушек, русский миноносец попытался прорваться сквозь строй японских кораблей, но в этот момент от очередного вражеского снаряда взрывается торпеда в кормовом торпедном аппарате. Последствия взрыва ужасны. Разворочена палуба, разбиты цилиндры обеих машин, перебита главная паровая магистраль, убиты или ранены прислуга торпедного аппарата, кормового орудия и многие из машинной команды вместе с инженер-механиком Дмитриевым. Миноносец запарил и потерял ход. На "Страшном" уже не осталось ни одного исправного орудия, но лейтенант Малеев до конца продолжал отстреливаться из 25-мм митральезы Норденфельда, снятой им самим с затопленного японского брандера: первая смертоносная свинцовая очередь сначала опустошила японскую шлюпку с десантом предназначенным для захвата русского миноносца, другая брызнула по палубе ближайшего японского миноносца, мостик которого за пару секунд покрылся телами мёртвых и раненых, остаток боезапаса митральезы распорол переднюю трубу японского истребителя. Японские корабли подошли к "Страшному" на расстояние 70-80 метров и стали расстреливать его в упор. Сражённый взрывом снаряда Малеев исчез в вихре дыма и пламени. Потеряв в полуторачасовом бою всех офицеров и три четверти команды, в 5.30 "Страшный" стал погружаться. В это время подходивший к Порт-Артуру "Смелый", услышал позади выстрелы и пошел на помощь. Когда он приблизился к месту боя, японские миноносцы повернули на него, поэтому лейтенант Бахирев увел свой миноносец к Порт-Артуру.
В 5.50 по разработанному Макаровым плану на внешний рейд Порт-Артура выходил крейсер "Баян". Приняв сообщение от Бахирева о бедственном положении "Страшного", командир "Баяна" капитан I ранга Р.Н.Вирен полным ходом повел свой корабль на помощь. Но было поздно. В 6.15 "Страшный" кормой ушел под воду. Подойдя к месту гибели миноносца, крейсер подобрал из воды только 5 матросов. Во время спасения по "Баяну" открыли огонь 2 броненосных и 4 бронепалубных японских крейсера, появившихся со стороны моря. Отстреливаясь "Баян" отошел к Порт-Артуру, на внешний рейд которого вице-адмирал Макаров выводил броненосцы и крейсера своей эскадры.
Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце "Петропавловск" в сопровождении броненосца "Полтава", крейсеров "Баян", "Аскольд" и "Новик" пошел навстречу врагу. В 8.15 крейсера противника открыли огонь по русским кораблям. Макаров ответил и заставил японцев отойти.
В 8.40 на горизонте появились главные силы противника: 6 броненосцев и 2 новейших броненосных крейсера "Ниссин" и "Кассуга". Русский отряд в это время отошел от базы на 17 миль и оказался в очень невыгодном положении. Выводя японскую эскадру под удар главных русских сил, Макаров повернул к Порт-Артуру.
На внешнем рейде к командующему присоединились броненосцы "Победа" и "Пересвет". После перестроения Макаров на "Петропавловске" вновь повернул навстречу японским кораблям с намерениями дать им бой под прикрытием береговых батарей. Но в 9.43 в 2 милях от полуострова Тигровый Хвост "Петропавловск" наскочил на минную банку. У правого борта раздался хорошо слышимый над морем взрыв, затем второй под мостиком и более сильный. Броненосец окутался дымом и паром, накренился на правый борт и объятый пламенем, носом ушел под воду. Все это произошло в течение 2 минут. Спасти удалось только командира корабля капитана 1 ранга В.М.Яковлева, начальника военно-морского отдела штаба флота капитана 2 ранга великого князя Кирилла Владимировича, 5 младших офицеров и 73 матроса. В числе погибших на "Петропавловске" 24 офицеров были: вице-адмирал С.О.Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П.Молас, начальник военного отдела штаба флота профессор академии Генштаба полковник Агапеев, флаг-офицер эскадры капитан 2 ранга М.П.Васильев, флагманский артиллерийский офицер капитан 2 ранга А.К.Мякишев, флагманский минный офицер капитан 2 ранга К.Ф.Шульц, только что прибывший в Порт-Артур и назначенный командиром "Пересвета" капитан 2 ранга Н.А.Кроун, флагманский штурман А.А.Коробицын, флаг-офицеры: лейтенант Г.В.Дукельский, лейтенант Кубе, мичман Бурачок, 13 офицеров из экипажа броненосца, 2 врача, священник, 2 военных чиновника, выдающийся русский художник В.В.Верещагин и 620 матросов.
Контр-адмирал князь П.П.Ухтомский, принявший командование эскадрой, опасаясь атаки японского флота, дал сигнал выстроиться в колонну за "Пересветом" и повернул к Порт-Артуру. Во время перестроения на мине подорвался броненосец "Победа", но остался на плаву и был уведен во внутренний рейд. Японский командующий адмирал Х.Того не стал развивать успех, все это время оставаясь в роли наблюдателя. Около 3 часов дня японский флот ушел от Порт-Артура.
02.04.1904 г. Порт-Артур
Сразу после гибели вице-адмирала С.О.Макарова, в Порт-Артур прибыл наместник и Главнокомандующий Российскими вооружёнными силами на Дальнем Востоке адмирал Е.И.Алексеев. Который принял на себя командование флотом Тихого океана, до той поры пока в Порт-Артур не прибудет из Санкт-Петербурга, только, что назначенный командовать флотом Тихого океана, член адмиралтейств-совета вице-адмирал Н.И.Скрыдлов. Вместе с ним из столицы выезжал, назначенный командовать 1 эскадрой Тихого океана вице-адмирал П.А.Безобразов. Адмирал Алексеев подняв 3 апреля свой флаг на "Севастополе" у которого были погнуты лопасти винтов, молча дал понять, что выходить в море он не собирается и следовательно русские корабли перестали выполнять те обязанности, для которых они были предназначены, даже обязательное дежурство крейсеров на внешнем рейде было отменено. Рано утром 2 апреля Х.Того подошёл к Порт-Артуру, для того, что-бы произвести третью бомбардировку города и порта. Подойдя на предельную дистанцию выстрела главных калибров, японские крейсера: "Ниссин" и "Кассуга" открыли огонь, их огонь корректировали вставшие напротив прохода крейсера: "Кассаги" и "Такасаго". Из крепости им отвечал перекидным огнём, почти только броненосец "Пересвет", отправив в сторону неприятеля 28 из 34 снарядов в общей сложности выпущенных по неприятелю русской эскадрой и добившись одного попадания в броненосный крейсер "Ниссин". Эскадренный броненосец "Севастополь" также открыл огонь по неприятелю, но после третьего залпа при угле возвышения 15 гр., сломался станок одного 12" орудия носовой башни, ремонт которого в условиях Порт-Артура был невозможен, в результате чего броненосец лешился одного из четырёх орудий главного калибра, что сильно снижало его артиллерийскую мощь. Выпустив по русской крепости 190 снарядов и не добившись ни одного серьёзного попадания, неприятельские корабли скрылись из поля видимости русских береговых наблюдательных постов и ушли в море.
10.04.1904 г. Владивосток
10 апреля крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" и миноносцы № 205 и № 206 в 18 часов вышли в рейд к побережью Кореи ("Рюрик" как самый медлительный оставили во Владивостоке). Днем раньше, 9 апреля, адмирал Камимура вышел для действий против Владивостока и в этот же день заходил в корейский порт Гензан за углем и водой. Русские не знали об этом. На море стоял густой туман; крейсера шли малым ходом. В этот поход была разработана операция по бомбардировке Хакодате. Утром 12 апреля отряд подошел к о. Халезова. Высланные около 9 утра в Гензан миноносцы потопили стоявший на рейде пароход "Гойо-Мару" (550 т.) (утопил торпедой миноносец № 206), после чего миноносцы вернулись к крейсерам. От о. Халезова отряд пошел на север к бухте Шестакова; ближе к вечеру потопили каботажное судно "Хагинура-Мару". Снабдив миноносцы углём Иессен отпустил их во Владивосток. Затем отряд пошел к Сангарскому проливу. В 22.20 встретили военный транспорт противника "Кинсю-Мару" и потопили его. Пока транспорт тонул, японские солдаты до последней минуты своей гибели, стреляли из своих винтовок по русским крейсерам. Узнав от пленных, что эскадра Камимуры находится в море и имея на борту кучу пленных, Иессен отказался от бомбардировки Хакодате, после чего русские крейсера направились во Владивосток, куда прибыли 14 апреля.
15.04.1904 г. Владивосток
В 0.20 в Уссурийском заливе появились 6 японских миноносцев: (контрминоносцы 1 контрминоносной флотилии "Сиракумо", "Акасиво", "Акацуки" и приданный им контрминоносец из 4 контрминоносной флотилии "Асагири", а также 2 миноносца "Хибари" и "Саги" )с которых было поставлено минное заграждение, после чего выход отряда стал невозможен, не имея средств для траления фарватера крейсерский отряд мог надолго застрять во Владивостоке, но беде помогли местные любители аэронавтики, кустарным способом склеив аэростат они с высоты выглядывали мины на глубине.
17.04.1904 г. Порт-Артур
После решения послать с Балтики на Дальний Восток еще одну эскадру, структура флота Тихого океана была реорганизована, Эскадра находящаяся в Порт-Артуре стала именоваться "1-я эскадра флота Тихого океана", а отряд крейсеров получил название "Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры флота Тихого океана". После гибели вице-адмирала С.О.Макарова 31.03.1904 года, командующим флотом Тихого океана был назначен вице-адмирал Н.И.Скрыдлов, а командующим 1 эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал П.А.Безобразов. Наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев учредил на эскадре Тихого океана находящейся в Порт-Артуре новые должности: начальника отряда броненосцев (контр-адмирал князь П.П.Ухтомский), начальника отряда крейсеров (капитан 1 ранга Н.К.Рейценштейн), и начальника миннной обороны (контр-адмирал М.Ф.Лещинский).
18.04.1904 г. Порт-Артур
Только вчера лейтенант А.В.Колчак был назначен командовать минным заградителем "Амур". Горя желанием сразиться с противником, Колчак тёмной ночью, без всякого сопровождения вышел в море. По агентурным сведениям, японцы под покрывалом тёмных ночей, очень интенсивно проводили десантные операции около ворот Порт-Артурской гавани, цель которых заключалась в переброске на берег разведчиков, сбор сведений с берега добытые лазутчиками, переброска с одного места на другое войск находящихся ближе к побережью - всё это делалось на малых судах, которые могли ходить в море и не были задействованы в крупных войсковых перевозках и патрулировании осаждённой крепости, таких как: паровые шхуны, парусные джонки, старые буксиры и прочий старый хлам Императорского флота. Именно с ними Колчак искал встречи. В этот выход Колчак смог взять лишь пять специально облегчённых мин (без якорей) для того, что-бы можно было быстро сбросить их в воду перед носом какого-нибудь неповоротливого транспорта.
Неожиданно боцман стоящий рядом с командиром минзага доложил Колчаку, что слева обрисовались силуэты двух малых судов, держащих направление к Порт-Артурскому берегу. Замеченные суда оказались двумя японскими паровыми шхунами, перевозившими десантную группу и боеприпасы для своих частей. Колчак развернув свой минзаг, дал полный ход и направился на перерез курса неприятельских кораблей. Японцы заметив в темноте крупный корабль без опознавательных огней приняли его за свой крейсер несущий блокаду Порт-Артурской гавани, к тому-же русские не стали открывать огня и тем самым ещё больше усыпили бдительность японцев. Пройдя под самым носом вражеских шхун "Амур" сбросил две мины, после, чего оставляя пенный пузырчатый след, спешно ушёл вперёд. Мин японцы в темноте не разглядели. Одна из шхун неосторожно зацепила деревянным бортом медную рогульку, торчащую из шара и вязкий обвальный грохот вздыбил воду. Шхуна целиком погрузилась в пламя, она загорелась разом вся, от носа до кормы, вверх понеслись полыхающие деревянные обломки, искалеченные, изрубленные люди, патронные ящики, тряпьё. Птицей вознёсся над водой горящий брезент, которым было накрыто 30 ящиков с патронами для винтовок "Арисака", расправил широко крылья и осветил страшную картину хаоса и смерти вокруг. Вторая мина притянутая волнами ко второй шхуне, когда та пыталась отвернуть вправо, обходя пылающую "товарку", поднырнув под днище стукнулась в обитый медью киль и мнгновенно взорвалась. Взрыв был страшным - шхуну подбросило вверх, метра на два из воды и уже в воздухе переломило пополам. В носовом отсеке сдетонировали несколько снарядов - на шхуне находились 2 горные пушки, которыми японцы вооружали десант, их можно было переносить на руках, отделив лафет от ствола. Пушки взметнулись в глухое ночное небо, а потом с грохотом и звоном сверзлись оттуда, ударившись о воду. Носовая половина шхуны также разлетелась на куски. Увидев позади себя торжество победы Колчак для того, что-бы не подвергнуться внезапной атаке японских миноносцев, которые могли находиться неподалёку, взял курс к крепости. Остатки двух шхун догорели и затонули очень быстро и над морем вскоре опять воцарилась непроглядная тьма. Побродив ещё немного в окресностях Порт-Артура, "Амур" втянулся во внутреннюю гавань.
19.04.1904 г. Порт-Артур
Была предпринята третья, и самая массовая попытка запереть ворота Порт-Артура, в ней должны были принять участие 12 японских транспортов. По пути к Порт-Артуру на "Фузан-Мару" вышла из строя машина, после чего он был взят на буксир и уведён на базу. Другие суда блокирования продолжили свой путь к русской крепости. Но внезапный шквал южного ветра, вздыбив штормом море, превратил операцию в безнадёжное предприятие. Корабли и брандеры под мощным напором волн и ветра, стали терять друг друга из виду. Командующий отрядом блокирования Хейаси, оценив обстановку принял решение отказаться от выполнения операции и вернуться на базу, но поскольку некоторые суда уже скрылись в непроглядной темноте штормового моря, сигнал о возвращении смогли получить только 3 брандера: "Сибате-Мару", "Едо-Мару" и "Аикоку-Мару". Остальные 8, в сопровождении нескольких миноносцев поодиночке продолжали двигаться к намеченной цели. Около 1.00 ночи с канонерской лодки "Гиляк" заметили японский миноносец. По нему моментально открыли огонь. Береговые батареи поддержали лодку через полторы минуты. С "Гиляка" заметили ещё 5 миноносцев и огонь перенесли на них. Вскоре, после одновременных выстрелов 120-мм и 75-мм кормового орудий, на одном из миноносцев произошёл взрыв и он с большим дифферентом на нос затонул (японцы отвергают это). Первым достиг намеченного пункта брандер №4 "Микава-Мару" под командованием лейтенанта Сосоя, около входа в гавань его встретил японский миноносец и сообщил ему, что поскольку он первый, брандер должен войти в проход на предельной скорости. Прибавив скорость брандер помчался к проходу, но тут-же в 1.45 был замечен и освещён прожекторами с фортов, после чего крепость открыла огонь сосредоточив его на "Микава-Мару". В 2.05 брандер блокировав собой левую сторону прохода, остановился у Тигрового полуострова, но вскоре был торпедирован катером с броненосца "Пересвет" (мичман Беклемишев), 18 оставшихся в живых спустились в шлюпку и ушли в море. За "Микава-Мару" в проход вошёл брандер №10 "Сакура-Мару" под командой лейтенанта Сираиси и направившись к левой стороне прохода был взорван экипажем рядом с "Микава-Мару". Минный катер с "Ретвизана" (мичман Алексеев), подойдя вплотную к одному из брандеров, выпустил с дистанции в полукабельтова в него торпеду, которая почти выйдя из трубы, застряла своей хвостовой частью в аппарате, в результате, чего катер вышел из боя, поскольку маневрировать с торчащей из аппарата торпедой было опасно. Брандер №5 "Тотоми-Мару" под командой лейтенанта Хонда, был сильно повреждён, его машина и руль вышли из строя и поэтому он был неспособен двигаться дальше. Осознавая свою беспомощность пароход был взорван недалеко от затопленного русского парохода "Хайлар", после чего оставшиеся в живых сошли в лодку и удалились к судам поддержки. После "Тотоми-Мару" в проход вошёл брандер №9 "Отари-Мару" под командой лейтенанта Номура. Сломав боновое заграждение брандер подошёл к затонувшему русскому пароходу "Шилка" и после оставления парохода командой, "Отару-Мару" был взорван. В одно и тоже время с "Отару-Мару" в проход направился брандер №11 "Сагами-Мару" под командой лейтенанта Юаса и дойдя до потопленного русского парохода "Эдуард Бари", был торпедирован минным катером с броненосца "Победа" (прапорщик Добржанский), который взял часть его команды в плен. Брандер №12 "Аикоку-Мару" под командой лейтенанта Инузуки направился в середину прохода, но был торпедирован одним из русских минных катеров. Брандер №7 "Оми-Мару" под командой лейтенанта Такейнаги, получив большие повреждения, бросил якорь не дойдя до прохода и был взорван экипажем. Последним брандером, который подошёл к проходу к гавани был №3 "Асагао-Мару", но так как оно подошло уже с рассветом и все другие японские корабли были затоплены, то весь огонь крепости сосредоточился на этом пароходе, получив страшные повреждения и потеряв всякую возможность двигаться дальше экипаж сойдя в шлюпки в 3.30 взорвал своё судно около Электрического утёса. Ни один из затонувших пароходов не закрыл проход в море, из 158 бывших на брандерах, на борт миноносцев было поднято только 63. Лейтенант Колчак командовавший минным заградителем "Амур", в эту ночь путём постановок своих мин, по курсу приближающихся к проходу японских брандеров, подорвал два из них, которые спустя небольшое время погрузились на дно. Командующий Хейаси, находясь на брандере "Сибате-Мару" подойдя к о. Янтао, решил с оставшимися судами продолжить операцию, приблизившись к полуночи к Порт-Артуру, он обнаружил, что все японские пароходы исчезли в проходе. Подготовившись он направился к намеченной цели, но когда до прохода оставалось несколько миль, на "Сибате-Мару" вышло из строя рулевое устройство и пока его пытались исправить, наступило утро и продолжение операции стало бессмысленным. В не себя от злости Хейаси приказал поворачивать обратно.
К 4.00 утра бой затих. А с рассветом стало видно, что часть экипажей брандеров пытается уйти на шлюпках. "Гиляк" моментально открыл огонь из пулемётов по уходящим шлюпкам, а береговые батареи открыли огонь по двум японским миноносцам, которые пытались поднять на борт уцелевших после ночной атаки. Один из миноносцев затонул (японцы это отвергают), второй ушёл, не подобрав тех кто был в шлюпках. С мачт и мостиков затопленных брандеров, русские моряки сняли 30 японцев.
22.04.1904 г. Порт-Артур
Адмирал Е.И.Алексеев поняв, что скоро Порт-Артур будет отрезан, высадившейся в Бидзыво на Ляодунском полуострове 2 армией под командой генерал-лейтенанта барона Ясукаты Оку, от железнодорожного сообщения с Маньчжурской армией, под командованием генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина, 23 апреля срочно покинул Порт-Артур, назначив с 22 апреля 1904 г., до прибытия вице-адмирала Н.И.Скрыдлова, временно командовать флотом Тихого океана: начальника морского отдела штаба наместника, контр-адмирала В.К.Витгефта, а сам на последнем поезде под знаком Красного Креста, бежал в Ляон, где распологался штаб генерала Куропаткина.
27.04.1904 г. Порт-Артур
Минный катер "Авось" с броненосца "Ретвизан", спасаясь от японского миноносца, вынужден был выскочить на камни и был взорван командой.
29.04.1904 г. Порт-Артур
При тралении мин в бухте Керр, подорвался на мине и затонул японский миноносец "№ 48", при этом погиб командир миноносца и 5 матросов.
30.04.1904 г. Порт-Артур
Недалеко от мыса Робинсон подорвался на мине и затонул японский авизо "Миако".