Р
одился 25.10.1881 г. В службе с 1898 г. Окончил Морской Кадетский Корпус , 16-м по успеваимости ( 06.05.1901 ) .
Произведен в : Мичманы ( 06.05.1901 ) , Старшие Лейтенанты за отличие в военное время ( 1910 ) , Капитаны 2 ранга
( 06.12.1912 ) , Капитаны 1 ранга за отличие ( 10.04.1916 ) , Контр-Адмиралы ( 03.11.1919 ) .
Окончил : Штурманский , Артиллерийский ( 1909 ) офицерские классы , Военно-Морское отделение ( 1911 ) , дополнительный
курс Военно-Морского отделения ( 1912 ) с серебряной медалью и занесением имени на мраморную доску , Николаевской
Морской Академии . Зачислен в : штурманские офицеры 1 разряда ( 1906 ) , артиллерийские офицеры 2 разряда ( 1909 ) .
Младший штурманский офицер крейсера " Герцог Эдинбургский " ( 1901 - 1903 ) . Исполняющий должность Старшего
штурманского офицера крейсера I ранга " Баян " ( 1903 - 1904 ) . Ранен и оглушён с разрывом и повреждением барабанных
перепонок при спасении команды миноносца " Страшный " ( 28.03.1904 ) . Воевал на сухопутном фронте , в
августе 1904 г. - Адъютант батальона морского десанта . Вахтенный начальник миноносца " Расторопный " ( 1904 ) , прорвался
на нем в Чифу ( 02.11.1904 ) . Снят японцами с парохода " Нигерия " в штатском платье , при следовании во Владивосток
( 06.12.1904 ) .
Старший штурманский офицер крейсера " Герцог Эдинбургский " ( 1906 - 1907 ) . Флагманский штурманский офицер походного
Штаба Начальника Учебного Артиллерийского Отряда Балтийского моря ( 1908 - 1909 ) . Обучался в Николаевской Морской
Академии ( 1909 - 1912 ) . В Штабе Командующего Морских сил Балтийского моря : исполняющий должность Старшего
флаг-офицера ( 1912 ) , Старший флаг-офицер ( 1912 - 1913 ) , Начальник распорядительной части ( 22.06.1913 - 1913 ) .
Старший офицер крейсера " Россия " ( 1913 - 03.08.1914 ) . Командир эскадренных миноносцев " Генерал Кондратенко "
( 03.08.1914 - 29.02.1916 ) , " Изяслав " ( 29.02 - 03.10.1916 ) и одновременно на время построийки " Изяслава "
с 21.04.1916 г. - Заведующий командами строящихся в Ревеле эскадренных миноносцев типа " Новик " . Начальник 3 затем
13 дивизиона миноносцев Балтийского моря ( 03.10.1916 - 12.01.1918 ) . Уволен в отставку ( 12.01.1918 ) .
Во время Гражданской войны , воевал на стороне белых в Сибири у Адмирала Колчака .
Награжден орденами : Св. Анны 4 степени с надписью " За храбрость " ( 21.04.1904 ) , " За спасение команды с
погибшаго миноносца " Страшный " , бывшаго под огнём 6 неприятельских крейсеров и 4 миноносцев " ,
Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом ( 05.07.1904 ) , приказом Наместника Е.И.В. на
Дальнем Востоке № 541 от 05.07.1904 г. " За отличное мужество и храбрость , выказаныя в делах
против неприятеля " ,
Св. Анны 3 степени с мечами и бантом ( 28.08.1904 ) ,
Св. Станислава 2 степени с мечами ( 02.04.1907 ) ,
Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом ( 15.02.1910 ) ,
Георгиевское оружие ( 24.12.1914 ) , В воздаяние за доблесть , проявленую при выполнении
операций большого боевого назначения в исключительно тяжелых условиях " ,
Св. Анны 2 степени с мечами ( 27.04.1916 ) ,
Св. Владимира 3 степени с мечами ( -- ) .
Иностранные ордена : Английский Виктории 4 класса ( 1908 ) ,
Французский Почетного Легиона кавалерский крест ( 1909 ) .
Православный , на 1916 г. - холост .
После Гражданской войны в эмиграции , в ноябре 1969 г. проживал в США штат Калифорния .
Из рассказа Л. Павлова " Шторм " журнал " Военная быль " № 69 сентябрь 1964 г. изд. в Париже , описывается 10 бальный шторм
в который попал крейсер " Россия " в январе 1914 г. в Атлантике :
" ... Как-то потерялось ощущуние времени в этой упорной борьбе человека с стихией . Анемометр стал показывать силу ветра в
десять балов , причем ветер продолжал усиливаться . Шторм переходил в ураган ...
Пусто на палубе . Только две тени , не зная отдыха ни днем не ночью , приседая , цепляясь за все , что попадется по руки ,
примеряясь к размахам качки , бродят по всему кораблю ... Эти двое старший офицер капитан 2-го ранга К.В. Шевелев и старший
боцман Добровольский . Впереди плотная , коренастая фигура " старшего " , а за ним небольшой , подвижный как ртуть ,
боцман . Объясняются они больше жестами ...
Прошло шесть суток , ураган не стихал , и крейсер продолжал биться в середине Атлантики . В сумерках вечера , поднялся на
мостик к командиру старший инженер-механик корабля капитан 1-го ранга Зайцев .
- Если так будет продолжаться , нам до Бреста угля не хватит , доложил он .
- Как не хватит ? вскинулся командир .
- Малый ход , большой расход , уголь оказался плохого качества, должен доложить , что ответственность на себя взять не
могу , так как , повидимому , шторм скоро не прекратится .
- Где я вам возьму уголь последи океана ?
- Можно повернуть и зайти на Азоры ( Азорские острова ) , подгрузиться и немного отстояться , все равно запаздываем , -
очевидно все заранее продумав , осторожно посоветовал Зайцев ...
- Благодарю вас , принял к сведению ... и резко отвернувшись , командир приказал немедленно вызвать к нему старшего
офицера . Старший механик , откозыряв , изчез .
- Клавдий Валентинович , что же это такое ? Зайцев доложил мне что нам до Бреста не хватит угля , накинулся командир
на появишегося старшего офицера .
- Чепуха , он все выдумывает , хватит . Крейсер в прекрасном состоянии , и мы скоро вырвемся из урагана , последовал
спокойный ответ .
- Но , если не хватит , то буду отвечать я , вот положение , нервничал командир .
- Тогда повернем и пойдем на Азорские острова , пожав плечами согласился старший офицер .
- Будто вы не знаете , что значит повернуть в одиннадцатибальном урагане из " бакштага " в крутой " бейдевинд " ,
перевести крейсер через " гальфвинд " , т.е. поставить лагом к такой сумашедшей волне , медленно , видимо охватывая все
возможности , процедил командир .
- Знаю , повернем , и старший офицер выжидательно замолк .
- Тогда вы и поворачивайте и сейчас же , неожиданно отрезал командир .
К штурвалу был вызван унтер-офицер , рулевой старшина . Шевелев долго и внимательно оценивал обстановку и , наконец ,
когда ему показалось , что валы за кормой стали временно как будто меньше , скомандовал - право руля .
Сначало , послушно и быстро крейсер последовал за его приказание , но , по мере приближения к положению бортом к волне ,
замедлил свое движение . Страшное давление ветра на носовую часть корабля не пускало его выйдти на ветер и , в тот момент ,
когда он стал параллельно волне , высоко над бортом вырос огромный вал , опрокинул свой гребень на палубу и придавил
крейсер к воде . Крен быстро увеличивался на подветренный борт , но вал прошел и крейсер стал медленно , а потом все скорее
подниматься и , дойдя до прямого положения , стремительно бросился к ветру . Точно какой-то могучий толчок повернул его на
застывшей корме и привел носом к волне ...
К старшему офицеру подобрался смущенный младший боцман .
- Ваше Высокоблагородие , разрешите доложить , у комендоров в палубе не благополучно .
- Что ты плетешь , как не благополучно ?
- Так что , когда крейсер положило , рыжий комендор , что батюшке прислуживает и замутил ребят . Говорит - погибаем ,
братцы , нет нам спасу , надевайте чистые рубахи , чтобы по-матросский смерть принять , достал из церковного ящика свечи ,
раздал ребятам , зажгли , а рыжий поет . Чистая срамота , Ваше Высокоблагородие .
Бешенство охватило всегда спокойного обладателя крепких нервов старшего офицера . Брослися в низ , а за ним мчались оба
боцмана с сжатыми на всякий случай кулаками . Человек двадцать комендоров ( прислуга орудий ) , чистых рубахах , с горящими
свечами в руках , сбились в небольшом , душном отсеке , молча и бездумно , чего-то ожидали , а их смутьян , рыжий
комендор , выводил какой-то напев своим довольно неприятным тенорком . Оба боцмана ахнули и на всю жизнь прониклись
уважением к своему " старшому " , услышав такую гармонию , полившуюся из его уст , до которой не могло дойти даже их
профессиональное воображение . Сам Шевелев потом удивлялся , откуда на него нашло такое вдохновение . Но лечение
оказалось действительным . В момент потухли свечи , столбняк прошел , люди застыдились своего невольного малодушия , а
рыжий комендор , несмотря на свое высокое звание прислужника , познакомился с кулаком боцмана . "