05.09.1904 г. Порт-Артур
Недалеко от Порт-Артура, у острова Айрон на русском минном заграждении подорвалась и затонула японская канонерская лодка "Хей-Йен". При этом погиб её командир Асаба и 197 членов экипажа.
07.09.1904 г. Порт-Артур
Японские войска, сбив русских с Длинной горы, с которой был виден небольшой участок акватории Западного бассейна, получили возможность вести по нему прицельный огонь. Правда обстрел вёлся пока только из 120-мм и 150-мм полевых гаубиц, которые не могли нанести броненосцам существенных повреждений.
17.09.1904 г. Порт-Артур
Командующий "Отдельным отрядом броненосцев и крейсеров 1 ранга" капитан 1 ранга Р.Н.Вирен, был произведён в контр-адмиралы и его брейд-вымпел на "Ретвизане" был заменён контр-адмиральским флагом.
19.09.1904 г. Порт-Артур
Японцы впервые установив за горой Сахарная Голова 11" осадные гаубицы, начали обстрел Порт-Артура и гавани. Огонь противника пока вёлся вслепую без корректировки и поэтому попадания в корабли были случайными. В броненосец "Пересвет" который был виден с вершины Длинной горы, занятой японцами и по которому собственно говоря и вёлся первый обстрел, получил 9 11" снарядов. Однако только один из них нарушил водонепроницаемость корабля: снаряд попавший в борт вблизи ватерлинии, образовал пробоину, через которую внутрь броненосца стала заливаться вода. Остальные снаряды разорвавшись не причинили особых повреждений. Все корабли подтянулись ближе к Перепелиной горе, чтобы по возможности стать менее видимыми с Длинной горы.
22.09.1904 г. Порт-Артур
Инженер-механик эскадренного броненосца "Ретвизан" Лосев с двумя матросами-добровольцами вызвался подорвать 11" мортиры противника, которые по сведениям разведки, находились в районе бухты Тахэ. Шлюпка с добровольцами-подрывниками была прибуксирована к бухте Тахэ минным катером с "Ретвизана". Однако при попытке пристать к берегу, шлюпка была обнаружена японскими дозорами, обстреляна винтовочным огнём, после чего Лосев со своими матросами на буксире того-же катера вернулся в Порт-Артур.
25.09.1904 г. Порт-Артур
Японцы с рассвета приступили к массированной бомбардировке гавани, что вынудило броненосец "Ретвизан" выйти на внешний рейд. Вечером, с наступлением темноты, когда бомбардировка утихла, "Ретвизан" вернулся в гавань и встал на бочках в проходе. Около 19.00 японские миноносцы, полагая, что "Ретвизан" ещё находится на внешнем рейде, сделали попытку приблизиться к проходу в Порт-Артур, но были отогнаны огнём сторожевой канонерской лодки "Гиляк".
Броненосец "Победа" переменил место, подтянувшись ближе к Золотой Горе, чтобы её не видели корректировщики противника с Длинной горы. Вместе с тем броненосец вместе с другими кораблями эскадры вёл яростный контр-батарейный огонь, надеясь подавить осадные батареи противника. Но всё было тщетно.
26.09.1904 г. Порт-Артур
Противник начал интенсивный методический обстрел фортов и гавани Порт-Артура из своих тяжёлых осадных орудий. Японцы не могли корректировать свой огонь, однако решили эту задачу достаточно остроумно. Зная от китайцев-лазутчиков места всех русских боевых кораблей, приткнувшихся к берегу под Перепелиной горой, японцы перемещая огонь своих осадных батарей по дуге с радиусом, равным расстоянию от батарей до гавани, вели очень удачный огонь по невидимым целям. Эта система артиллерийской стрельбы получила в Порт-Артуре название "стрельба веером" и японцы пользовались ею до взятия Высокой горы.
30.09.1904 г. Порт-Артур
В эту ночь последний из кораблей Порт-Артурской эскадры, броненосец "Пересвет" перешёл на новое место ближе к берегу под защиту Перепелиной горы. После этого японцы не видя ни одной цели перенесли всю мощь огня, на поддержку сухопутных войск, которые непрекращающимися волнами шли на штурм Высокой горы, но всё-таки изредка обрушивали несколько залпов и по району гавани. С падением Высокой горы, японцы могли-бы корректировать огонь по всей площади внутренней гавани и самой крепости, ни один уголок, не был-бы скрыт от их взора.
02.10.1904 г. Либава
2 эскадра Тихого океана, которая долгое время готовилась к отправке на Дальний Восток на помощь 1 эскадре Тихого океана, наконец окончила погрузки и последние расчёты с берегом. Несмотря на все недостатки Либавы, эскадра за трое суток стоянки (30 сентября - 2 октября) приняла здесь 6 500 т угля, 1 000 т воды и четырёхдневный запас свежей провизии для 9 000 человек.
В 7.00 вышел 1-й эшелон: контр-адмирала О.А.Энквиста (флаг на крейсере 2 ранга "Алмаз"), бронепалубный крейсер 2 ранга "Светлана", бронепалубный крейсер 2 ранга "Жемчуг", броненосный крейсер 2 ранга "Дмитрий Донской", транспорты "Метеор" и "Князь Горчаков", контрминоносец "Блестящий" и миноносец "Прозорливый".
В 8.00 вышел второй эшелон: контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама (флаг на эскадренном броненосце "Ослябя"), эскадренные броненосцы "Сисой Великий" и "Наварин", броненосный крейсер 1 ранга "Адмирал Нахимов", транспорт "Китай" и контрминоносцы "Быстрый" и "Бравый".
В 9.30 вышел третий эшелон: капитана 1 ранга Е.Р.Егорьева (брейд-вымпел на бронепалубном крейсере 1 ранга "Аврора"), транспорты "Анадырь", "Камчатка", "Малайя", ледокол "Ермак" и контрминоносцы "Безупречный" и "Бодрый".
В 11.00 вышел четвёртый эшелон: контр-адмирала З.П.Рожественского (флаг на эскадренном броненосце "Князь Суворов"), эскадренные броненосцы "Император Александр III", "Бородино" и "Орёл", транспорт "Корея", буксирный пароход "Роланд", контрминоносцы "Бедовый" и "Буйный".
21.10.1904 г. Порт-Артур
Загоревшись желанием атаковать ночевавшие по ночам в бухте Тункао японские блокирующие контрминоносцы, мичман В.Дмитриев с экипажем из прапорщика флота Морозова и 10 матросов, на минном катере броненосца "Ретвизан" в 17.00 вышел в море. Примерно через час в темноте русские моряки обнаружили силуэты трёх кораблей, шедших малым ходом. Катер подошёл поближе к кораблям, которые оказались японскими контрминоносцами и выпустил мину. Почти сразу же сзади кормовой трубы 2-го в строю двухтрубного контрминоносца, произошёл взрыв и поднялся столб огня и воды. Японцы, очевидно, решив, что контрминоносец наскочил на мину, даже не открыли огонь. Катер благополучно возвратился в гавань.
На рассвете следующего дня с форта №1 наблюдатели заметили, как два японских контрминоносца привели в бухту Лунвантан третий, почти затопленный и оставили его там на мелком месте. Японцы так и не поняли, почему был подорван их корабль; несколько дней они усиленно тралили на месте взрыва.
24.10.1904 г. Порт-Артур
Несущая дозорную и блокирующую службу недалеко от Порт-Артура японская канонерская лодка "Атаго", в густом тумане наскочила на камни и спустя небольшой отрезок времени затонула.
17.11.1904 г. Порт-Артур
На одной из выставленных минными катерами с "Победы" (лейтенант Дудоров) и с броненосца "Пересвет" (мичман Поливанов) мин, в бухте Луизы под Порт-Артуром, подорвалась и погибла канонерская лодка "Сай-Йен". При этом погиб командир, 6 офицеров и 38 членов экипажа.
На предыдущуюНа первую На следующую